Возвращение к бюджетному финансированию здравоохранения позволит обеспечить сокращение расходов за счет закрытия фондов ОМС и вывода из системы страховых медицинских организаций (СМО). Однако экономия от их упразднения будет небольшой с учетом затрат на передачу этих функций органам управления здравоохранением, следует из доклада НИУ ВШЭ «Российское здравоохранение: перспективы развития», разосланного участникам страхового рынка (копия есть в распоряжении «МВ»).
В докладе проанализированы ключевые показатели системы здравоохранения в России, в том числе система финансирования здравоохранения, ситуация с кадровым обеспечением и работа первичного звена. Авторы — группа экспертов Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ. |
«Вывод страховых компаний из ОМС успокоит медицинскую общественность, которая ошибочно расценивает проблемы взаимодействия медицинских учреждений со страховыми медицинскими организациями как главный деструктивный фактор развития российского здравоохранения. Но демонтаж системы ОМС в среднесрочной перспективе окажет сильное сдерживающее влияние на эффективность использования государственных средств», — говорится в докладе.
Сейчас регионы выравнивают расходы на медицинскую помощь по ОМС благодаря субвенциям из бюджета Федерального фонда ОМС (ФОМС). Отмена ОМС приведет к существенному повышению неравенства в финансировании отрасли из региональных бюджетов. Труднее станет получение медпомощи вне региона постоянного проживания. Это создаст дополнительные проблемы для реализации права граждан на выбор медорганизации.
«Таким образом, возвращение к бюджетной системе здравоохранения способно привести к незначительному сокращению потребности в государственном финансировании отрасли. Но негативные последствия могут значительно превзойти выгоду, получаемую в результате сокращения административных расходов», — прогнозируют эксперты.
В качестве варианта радикального изменения системы предлагается рассмотреть внедрение «рисковой модели ОМС». Она предполагает разделение финансовых рисков между государством, страховщиками, поставщиками медицинской помощи и застрахованными. Ее основное преимущество — развитие конкуренции между страховщиками и медорганизациями. Основные риски — угроза стабильности финансирования медорганизаций и ухудшение доступности и качества помощи для отдельных групп населения из-за оппортунистического поведения ключевых участников, особенно на этапе внедрения и отладки, длительный процесс настройки.
Поэтому эксперты считают, что в среднесрочной перспективе (8–10 лет) целесообразно обеспечить развитие институтов системы ОМС при сохранении ее сложившегося дизайна. А для решения накопившихся проблем предлагается искать новые источники дополнительного финансирования, совершенствовать механизмы межтерриториальных расчетов и порядок распределения объемов медицинской помощи между медорганизациями, а также рассмотреть расширение возможностей участия частных медорганизаций в реализации территориальных программ ОМС.
Активные дискуссии о целесообразности расходов на содержание страховщиков идут с 2020 года. Ранее в Счетной палате заявили, что не видят необходимости в упразднении СМО. Такие выводы были сделаны, в том числе, по итогам работы здравоохранения в период пандемии COVID-19, сообщила исполняющая обязанности председателя контрольного органа Галина Изотова на парламентском часе в Госдуме.
«Переход к сметному финансированию или упоминаемый авторами доклада «частичный демонтаж» (или «радикальная трансформация дизайна системы ОМС при сохранении ее формальной атрибутики и части институтов») — не только шаг к ухудшению положения потребителей медицинской помощи, но и вероятность уничтожения инструмента независимой оценки ее качества, в котором, как представляется, должно быть заинтересовано государство», — заявил «МВ» вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов.
Несколько лет назад ВСС предлагал для обсуждения концепцию пилотной апробации комплекса мер, направленных на погружение классических страховых принципов в существующую модель ОМС. К сожалению, сначала пандемия, а в дальнейшем и существенные изменения в политико-экономической ситуации заморозили процесс, но к нему можно в любой момент вернуться, считает Кузнецов.
«Стоит рассмотреть и возможность запуска двух процессов параллельно — предлагаемого специалистами ВШЭ комплекса мер «развития институтов системы ОМС при сохранении ее сложившегося дизайна» и подготовку, а затем внедрение концепции пилотного проекта «рисковой модели». И при этом параллельно оценить эффективность расходования направляемых в систему финансовых средств», — предложил он.
Почему развитые страны все чаще обращаются к модели здравоохранения Николая Семашко, а ее демонтаж в России был ошибкой, «МВ» разбирался здесь и здесь.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.