Просроченная кредиторская задолженность государственных медорганизаций, работающих в системе ОМС, выросла за девять месяцев 2023 года до 25,6 млрд руб. В 2022 году объем таких долгов составлял 15,4 млрд руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 16,4%. Это выше темпа роста субвенций на ОМС за аналогичный период на 8,3 процентных пункта, приводит данные Счетная палата (копия отчета есть в распоряжении «МВ»).
Промежуточные результаты аудита показывают, что в отдельных субъектах наблюдается «значительный объем остатков неиспользованных средств субвенций на ОМС при наличии просроченной кредиторской задолженности». Это может свидетельствовать о неэффективной работе комиссий по разработке территориальных программ госгарантий, отвечающих за распределение объемов медицинской помощи и финансового обеспечения, делают вывод аудиторы.
Проверки территориальными фондами ОМС (ТФОМС) финансово-хозяйственной деятельности медорганизаций, направленные на повышение эффективности расходов, позволят укрепить финансовую дисциплину и повысить экономность использования средств, считают в Счетной палате. Но сейчас такой анализ в нормативно-правовых актах не предусмотрен.
Субвенции направляются в бюджеты ТФОМС Федеральным фондом ОМС (ФОМС). В 2021 году неиспользованный остаток средств составлял 26,5 млрд руб., в 2022-м — 51,2 млрд руб., за девять месяцев 2023 года — 175,8 млрд руб. При этом общий размер просроченной кредиторской задолженности медорганизаций значительно ниже: в 2021 году — 49% от общей суммы остатков, в 2022-м — 30%, за 9 месяцев 2023 года — 14%. Значительное превышение остатков субвенций над просроченной кредиторской задолженностью в 2023 году было во Владимирской, Калужской, Тульской и Челябинской областях, республиках Дагестан, Марий Эл и Забайкальском крае.
Счетная палата совместно с контрольно-счетными органами 20 регионов проанализировала, как медорганизации расходовали средства ОМС в 2021—2023 годах. Выявлены существенные диспропорции в структуре затрат, а также признаки неэффективного использования денег по различным направлениям деятельности.
В структуре расходов клиник основная доля (64,2% в среднем за три года) приходится на оплату труда. Еще 16,6% средств уходит на лекарственное обеспечение и 9,2% — на оплату прочих работ и услуг. При этом в зависимости от региона и типа медорганизации структура расходов может существенно различаться, что не всегда обусловлено объективными факторами, такими как географическое положение или плотность населения. Так, расхождения по оплате труда варьируются от 78,4% в Чукотском автономном округе до 52,7% в Чеченской Республике, по оплате работ и услуг — от 15,3% в Кировской области до 4,8% в Астраханской области.
Выборочный анализ затрат на лекобеспечение выявил дифференциацию расходов на приобретение медикаментов между регионами. Так, в 2022 году медорганизации в среднем тратили на один случай госпитализации 14,7 тыс. руб. В большинстве районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стоимость лекарственных препаратов была в 1,5 раза выше. Но и в ряде сопоставимых субъектов расходы на эти цели существенно различались: например, в Карелии — 21,8 тыс. руб. на один случай лечения, а в Мурманской области — 13 тыс. руб.
О недостаточной эффективности расходования средств ОМС также свидетельствуют результаты анализа использования средств нормированного страхового запаса (НСЗ) ТФОМС на приобретение медоборудования. Так, в 2021—2022 году фактическое исполнение указанных расходов не превышало 62% предусмотренного финансирования. При этом отдельным медорганизациям доводилось от 50 до 100% объема выделенных средств. Таким образом, несоблюдение принципа экономности в условиях непрозрачности принимаемых решений по распределению средств НСЗ создает вероятность предоставления преференций отдельным медорганизациям, уверены аудиторы.
Причины увеличения кредиторской задолженности глава ФОМС Илья Баланин объяснял в декабре прошлого года некорректным планированием деятельности медорганизаций. В прошлом году фонд ужесточил контроль за такими расходами — мониторинг стал ежемесячным.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.