«Сердечную недостаточность мы рассматриваем как один из вариантов гериатрических синдромов, – сказала она, – потому что распространенность ХСН при синдроме старческой астении достигает 45%. Поэтому кардиолог, который ведет пациентов с ХСН, на 50% должен быть гериатром, на 50% иметь знания, опыт выявления таких пациентов, разделять эту концепцию. Учитывая назревшую острую необходимость создания особых клинических рекомендаций для ведения ослабленных и пожилых пациентов с ХСН (о чем говорят во всем мире), наши новые знания будут объединены и представлены в консенсусном документе».
Как рассказала заместитель директора по научной работе Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Юлия Котовская, симптомы и признаки ХСН у пожилых больных существенно отличаются от таковых у молодых пациентов. ХСН у первых – следствие как осложнений сердечно-сосудистых заболеваний, так и структурно-функциональных изменений органов и тканей. Особенность ведения пожилых больных обусловлена мультиморбидностью и синдромом старческой астении. Основная цель терапии у гериатрических пациентов – прежде всего оптимизация качества жизни, создание индивидуального плана ведения, мультидисциплинарный подход. Реабилитационные мероприятия должны играть фундаментальную роль, подчеркнула она.
«Наш интерес к проблеме сердечной недостаточности высок, – сказала Юлия Котовская, заметив, что в российских клинических рекомендациях по сердечной недостаточности слово "пожилые" встречается только один раз: «Это на уровне констатации того, что у нас растет число пациентов пожилого возраста и средний их возраст». Изменить ситуацию призван российский консенсус экспертов в области сердечной недостаточности и гериатров, документ вскоре будет опубликован в журнале Общества специалистов по сердечной недостаточности.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.