По словам эксперта, проблема актуальна во всем мире, а в России ситуация просто плачевная. По данным ВОЗ, Россия по распространенности деменции находится на шестом месте в мире и входит в десятку стран с наивысшими показателями по деменции. По предположениям специалистов, таких пациентов около 2 млн, однако эти данные не совпадают с официальной статистикой.
По данным Минздрава РФ, по состоянию на 2014 г. официально зарегистрирован 8831 случай пациентов с болезнью Альцгеймера, хотя их как минимум 1,5 млн. «Поэтому и считалось, что если так мало пациентов, то зачем на них тратить время, обращать внимание. А потом выяснилось, что нет статистики. С развитием гериатрии растет потребность в уходе за этими пациентами. При этом специфическое лечение получают только 5% из них. И это при том, что лечение эффективно, продлевает самообслуживание пациента. И чем раньше оно начинается, тем лучше», – отметила Элен Мхитарян.
Специалист посетовала и на то, что недостаточен охват пациентов диагностическими и лечебными мероприятиями. В самых благополучных странах он составляет только 40–50%, а в нашей стране едва достигает 10%. «Диагностируются такие больные чаще всего поздно, а лечение в большинстве случаев не следует. Многие семьи пациентов считают, что это нормально, когда у человека плохая память. Если идут к врачу, то сам врач говорит: «Что вы хотите, это возраст». У нас само население плохо информировано, что это может стать большой проблемой для пациента, семьи и всего общества», – рассказала она.
Помимо запоздалой обращаемости, имеет место недостаточная настороженность врачей и недооценка жалоб, отсутствие общепринятого набора скрининговых шкал для выявления когнитивных расстройств, недостаточное развитие специализированной помощи.
Специалист указала и на особенности классификации болезни Альцгеймера в МКБ–10: «Многие считают, что это психиатрическая болезнь и ею должны заниматься психиатры, а не неврологи или гериатры. Болезнь Альцгеймера классифицируется как болезнь нервной системы в разделе «Цереброваскулярные заболевания», а деменция при этой болезни попадает уже в класс «Психические расстройства и расстройства поведения». А психиатры не ставят диагноз «деменция при болезни Альцгеймера», они пишут просто «деменция», из-за чего мы не имеем правильной статистики».
Говоря об экономической значимости когнитивных расстройств в мире, Элен Мхитарян сообщила, что сейчас эта цифра составляет 1 трлн долл., а к 2030 г. возрастет до 2 трлн долл. Расходы на пациентов с деменцией лишь на 10–15% берет на себя здравоохранение, а соцслужбам и семье «достается» 80–85%. «И если в Японии, как рассказали наши японские коллеги, основное бремя берут на себя соцслужбы, у нас в стране основное бремя ложится на родственников. Наша задача – обеспечить этим пациентам правильный, своевременный уход», – заключила она.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.