Бастрыкин разрешил назначать экспертизы по уголовным делам в учреждения Минздрава

Эксклюзив
22.11.2024
15:44
Следственный комитет России вновь начал назначать судебно-медицинские экспертизы по уголовным делам в организации Минздрава. Собственный Судебно-экспертный центр уже не справляется.

С августа 2024 года следователям Следственного комитета России (СКР) разрешили назначать экспертизы по ятрогенным преступлениям в экспертные центры вне системы ведомства — то есть частично вернули их в профильные учреждения Минздрава. Причина — большие очереди на производство экспертиз, узнал «МВ».

В очереди на исполнение в Судебно-экспертном центре (СЭЦ) СКР скопилось больше 5 тыс. экспертиз при штатной численности экспертов 52 единицы. Это привело к кратному увеличению срока производства экспертиз — ожидание достигает четырех-пяти лет, сообщила старший преподаватель Департамента уголовного права, процесса и криминалистики «Высшей школы экономики» (НИУ ВШЭ) Татьяна Петрова на Всероссийском форуме по медицинскому праву «Организационные, правовые и экономические проблемы в сфере охраны здоровья» 21 ноября.

Информацию «МВ» подтвердили другие медицинские юристы.

«В производстве следователей есть уголовные дела, по которым истек срок давности уголовного преследования до окончания производства экспертизы. На такую ситуацию наконец обратили внимание. В августе следователям с некоторыми условиями вновь разрешили проводить экспертизы в иных государственных экспертных учреждениях, кроме СЭЦ СКР. Очень надеюсь, что это как-то разрешит сложившуюся проблему», — заявила Петрова.

При этом она указала на другую сложность: для продления сроки давности уголовного преследования в отношении медицинских работников стала широко применяться безосновательная переквалификация на более тяжкие составы преступления. Чаще всего ятрогенные преступления переквалифицируют с ч.2 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей) на ч.2 ст.238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). В результате срок привлечения к уголовной ответственности увеличивается с двух лет до десяти.

Татьяна Петрова — бывший следователь по особо важным делам отдела по расследованию ятрогенных преступлений Главного следственного управления СКР, полковник юстиции в отставке. В 2018 году она давала интервью «МВ» как правильно вести себя врачам, если их бывший пациент или его родственники становятся инициаторами уголовного дела. 

«Вопросы нарушения прав такими действиями правоприменителя, к сожалению, остаются за кадром. В первую очередь нарушается разумный срок уголовного судопроизводства, нарушается конституционное право на доступ к правосудию как для потерпевших, которые не могут восстановить свои нарушенные права, так и для обвиняемых. Потому что только суд может поставить точку, либо оправдав человека, либо признав его виновным. К сожалению, нарушения прав медработников при расследовании ятрогенных преступлений встречаются сплошь и рядом», — констатировала эксперт.

При этом она отметила, что в такой ситуации даже прокуратура не может добиться прекращения дела. Обращение прокурора в следственные органы, скорее всего, будет проигнорировано. Единственная возможность медицинскому работнику добиться прекращения уголовного преследования из-за истечения срока давности — обращаться в суд с жалобой на бездействие следователя.

«Суд неизбежно признает законные требования и обяжет устранить допущенные нарушения. Вот такой сложный тернистый путь, чтобы добиться справедливости. Но сегодня это реально», — пояснила Петрова.

В 2022 году глава СКР Александр Бастрыкин запретил сотрудникам назначать экспертизы по материалам проверок и уголовным делам о преступлениях, связанных с некачественным оказанием медпомощи, в подведомственные Минздраву судебно-медицинские экспертные учреждения. Специализирующиеся в области медицинского права юристы связывали это с длительными сроками ожидания заключений, из-за которых истекают сроки привлечения виновных к ответственности. Подчиненность бюро СМЭ региональным минздравам вызывала недоверие у пациентов, комментировал тогда тему «МВ» член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе» профессор Алексей Старченко. По его словам, решение шифровать личные данные участников дела и назначение экспертизы в другом регионе не особо помогает, так как все руководители бюро знакомы и могут общаться между собой.

Полномочия проводить судебно-медицинские экспертизы по делам, связанным с врачебными ошибками,  собственный СЭЦ СКР получил в 2019 году. В одной из научных публикаций он раскрыл данные об их эффективности. Из 308 комиссионных (комплексных) СМЭ, выполненных экспертами центра в 2021 году, в 79% были выявлены нарушения. Чаще всего рассматривались материалы по акушерству и гинекологии, хирургии, анестезиологии-реаниматологии.

Количество возбужденных в отношении российских врачей уголовных дел достигло рекорда в 2023 году — к разбирательству в рамках УК РФ приводили 52% всех обращений. Особенно резко выросла статистика преследований по тяжкой статье УК РФ об оказании некачественных услуг, повлекших смерть пациента. Эксперты называют цифры серьезным «звоночком».
Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.