Глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин 22 сентября разослал руководителям следственных подразделений центрального аппарата и субъектов распоряжение не назначать экспертизы по материалам проверок и уголовным делам о преступлениях, связанных с некачественным оказанием медицинской помощи, в подведомственных Минздраву судебно-медицинских экспертных учреждениях. Скан документа начал распространяться в соцсетях несколько дней назад, его подлинность «МВ» подтвердили два источника, близкие к экспертным организациям.
«Следственный комитет пытается поставить под свой контроль проведение судебно-медицинских экспертиз по врачебным делам. Причина, возможно, в том, что руководство СКР не довольно сроками выполнения СМЭ в государственных бюджетных учреждениях», — рассказал «МВ» партнер экспертно-юридической группы «Медика Пруф» Иван Печерей.
Причиной инициативы могут быть задержки в экспертной работе на этапе предварительного следствия, подтвердил «МВ» руководитель юридической службы Российского общества хирургов (РОХ), личный помощник зампреда Комитета Госдумы по охране здоровья Бадмы Башанкаева Николай Григорьев. По закону, если материал поступил на этапе предварительного следствия, эксперт в течение месяца должен дать ответ о наличии или отсутствии состава преступления. Если этого не происходит, правоохранительные органы вынуждены возбуждать уголовное дело по факту. Но если обвинения против врача оказываются безосновательными, происходит напрасная трата ресурсов и времени участников судебного процесса.
«Сейчас основная проблема в том, что очень много возбужденных дел, которые ни к чему не приводят. Из них совсем небольшой процент доходит до суда. И совсем небольшое число случаев, когда врача осуждают», — пояснил Григорьев.
«МВ» направил запрос в Минздрав с просьбой пояснить причины такого решения и уточнить, планируется ли проводить разбор инициативы главы СКР на уровне руководителей подведомственных бюро СМЭ, а также сообщить, ведет ли ведомство мониторинг соблюдения сроков СМЭ и сколько в последние три года в них было выявлено нарушений. В СКР портал попросил уточнить, куда будут направляться материалы проверок и уголовных дел данной тематики, сколько врачей-экспертов состоит в штате Судебно-экспертного центра комитета, достаточно ли их для выполнения объемов экспертиз, которые ранее выполнялись в организациях, подведомственных Минздраву.
Количество сообщений в правоохранительные органы о преступлениях, связанных с дефектами оказания медицинской помощи, не уменьшается. В 2021 году каждое третье обращение завершилось возбуждением уголовного дела, сообщал «МВ». В 2021 году в Следственный комитет России (СКР) поступило 6248 заявлений от граждан о ятрогенных преступлениях, принято 2095 решений о возбуждении уголовных дел. В 2020 году из 230 обвиняемых медработников 18 были оправданы судом или уголовное преследование было прекращено. В 2019 году было 307 обвиняемых и 27 прекращенных дел. В 2021 году по направленным в суд «медицинским» уголовным делам было 196 обвиняемых, данных о числе оправдательных приговоров нет. |
В сфере СМЭ есть проблемы с качеством экспертной работы. Эту деятельность нужно жестче контролировать, считает Григорьев. «Существовавшая в СССР достаточно эффективная система СМЭ сейчас практически разрушена. Появились альтернативные экспертизы — всевозможные АО, ООО, АНО. Непонятно, какое количество экспертиз они проводят, где обучаются их эксперты. В результате часто приходится проводить две, три, четыре экспертизы по делу, так как работа выполнена некачественно», — уточнил он.
С правовой точки зрения решение неоднозначное, - считает Иван Печерей. Тем более что у СКР отсутствует лицензия на проведение СМЭ, а качество экспертиз в организациях, подведомственных комитету, по признанию адвокатов, специализирующихся на защите врачей, оставляет желать лучшего. «Я неоднократно слышал нарекания коллег. Вряд ли имеет место предвзятость, скорее, низкая квалификация экспертов», — отметил юрист.
«Запрет приведет к общему снижению качества экспертиз, так как в бюджетных учреждениях Минздрава, как правило, работают сотрудники с большим опытом», — заявил Печерей.
В профессиональных пабликах прогнозируют коллапс судебно-следственной работы, связанной с врачебными ошибками, так как почти вся структура СМЭ находится в подчинении Минздрава, включая федеральный центр (РЦСМЭ) и региональные бюро. Таким образом, основным исполнителем остается Судебно-экспертный центр (СЭЦ) СКР и негосударственные экспертные учреждения. Даже все вместе объем производимых в стране врачебных экспертиз они не потянут ни кадрово, ни финансово, ни организационно, констатировала в профессиональном сообществе в telegram-канале директор Института судебной медицины и патологии Олеся Веселкина.
«Полагаю, будет следственный коллапс. Так сказать, декриминализация медицинской деятельности без принятия каких-либо законов. Ведь основная часть экспертиз будет назначена в СЭЦ, у которого нет лицензии на СМЭ. А следовательно, в суд таким делам ходу не будет», — пояснила она.
Большая часть уголовных дел о врачебных ошибках и так не доходит до суда из-за затянутых сроков экспертизы, вызванных высокой загрузкой региональных бюро СМЭ, писал в 2021 году «МВ». В итоге сроки давности для привлечения к ответственности подозреваемых истекают и врачи освобождаются от наказания.
Подчиненность бюро СМЭ минздравам вызывает недоверие у пациентов, заявил «МВ» член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», советник страховой медицинской организации «Капитал-МС» Алексей Старченко. По его словам, решение шифровать личные данные участников дела и назначение экспертизы в другом регионе не особо помогает, так как все руководители бюро знакомы и могут общаться между собой.
Впрочем, заключения, выданные СЭЦ СКР, будут вызывать такое же недоверие обвиняемых, считает он. Экспертизу надо передавать в Минюст, тогда Минздрав сможет утверждать правила и порядок работы экспертных подразделений, но не будет иметь прямого влияния на их решения, полагает Старченко.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.