Минздрав предложил объединить разные виды судебно-медицинской экспертизы в единую услугу для лицензирования, обратил внимание «МВ». Это следует из проекта постановления правительства «О лицензировании медицинской деятельности», который был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов еще 10 марта. Документ уже раскритиковали участники медицинского рынка.
После вступления инициативы в силу организациям, которые ранее занимались отдельными видами судебно-медицинских экспертиз, придется соответствовать сразу всем требованиям нормативных документов. Это приведет к искусственной монополизации рынка и росту коррупции в среде медицинской экспертной деятельности, сообщили «МВ» в АНО «Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки».
В действующей редакции Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) разделена на несколько видов:
Благодаря такому разделению организация может получать лицензии на отдельные виды судебно-медицинской деятельности и не совмещать их. Авторы проекта предлагают эту классификацию упразднить и объединить все услуги в единый раздел «судебно-медицинская экспертиза».
В этом случае все организации, которые занимаются разными видами СМЭ, должны будут соответствовать требованиям, предъявляемым сразу для всех видов судмедэкспертизы, рассказала «МВ» президент АНО «Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки» Наталья Сысоева. Например, это значит, что организациям, которые работали только с документами или живыми людьми, для сохранения лицензии надо будет открыть морг.
Сейчас единственное условие санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемое к отделению экспертизы живых лиц, – это наличие отдельного отсека с самостоятельным входом. Отделения же, осуществляющие экспертизу трупов, должны размещаться в отдельно стоящих зданиях либо в составе других зданий медорганизаций при наличии планировочной изоляции и автономных систем вентиляции. В них должны быть организованы отдельные входы для доставки трупов, входа работников и посетителей, изолированные помещения для вскрытия инфицированных трупов с отдельным входом снаружи.
Принятие законопроекта в таком виде вынудит медицинские экспертные организации, которые не «располагают» моргом, прекратить деятельность из-за того, что они не смогут получить лицензию. Участники рынка считают необходимым пересмотреть инициативу и оставить в силе действующий Перечень работ, составляющих медицинскую деятельность, свою позицию они высказали в письме Президенту России от 6 апреля 2021 года, подписанном академиком РАН, заведующим кафедрой судебно-медицинской экспертизы Военно-морской академии (ВМА) им. Кирова Игорем Толмачевым, доцентом кафедры судебно-медицинской экспертизы ВМА им. Кирова Юрием Панчуком и Натальей Сысоевой (есть в распоряжении «МВ»).
Письма с аналогичным содержанием профессиональное сообщество направило генеральному прокурору Игорю Краснову, руководителю ФАС Максиму Шаскольскому, председателю правительства Михаилу Мишустину и руководителю Росздравнадзора Алле Самойловой, рассказала Сысоева.
АНО «Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки» АНО «СИНЭО» создана в 1999 году. Организация специализируется на оказании содействия судам, судьям, органам дознания, следователям, прокурорам и частным лицам в установлении обстоятельств по делу, указано на сайте компаний. АНО «СИНЭО» руководит Наталья Сысоева, генеральный директор ООО «СИНЭО» – Александр Буга. |
«Если эту глупость примут, рынок судебно-медицинских экспертиз рухнет, останутся без работы многие эксперты, увеличится срок проведения СМЭ и их стоимость, возрастет коррупция, встанут суды и следствие»,– объясняет возможные последствия Сысоева.
По ее словам, ни одно частное учреждение и большая часть государственных не смогут переоформить лицензию. Если законопроект вступит в силу в таком виде, то на рынке останется два-три учреждения «для своих», прогнозирует Сысоева. При этом, по оценкам эксперта, на рынке судебно-медицинской экспертизы в России сегодня практически в равных долях представлены частный и государственный секторы.
Излишнюю строгость и необоснованность обновленных требований к экспертным медорганизациям подтверждает статистика уголовного делопроизводства, полагают авторы письма. От 40 до 60% судмедэкспертиз, назначенных судом, проводятся по медицинским и процессуальным документам, соответственно, в большинстве случаев необходимости в биохимической лаборатории или морге нет.
Объединение в один вид работ экспертиз трупа и материалов дела может привести «к неизбежному развитию коррупционной составляющей» в сфере судмедэкспертизы, отмечают специалисты АНО «Национальный общественный комитет по противодействию коррупции» в письме от 4 апреля 2021 года с замечаниями к проекту изменений, направленном в правительство и Госдуму (есть в распоряжении «МВ») .
«По нашему мнению, объединение всех экспертиз в один вид – экспертиза трупа и материалов дела – является внутренне противоречивым и неизбежно будет приводить к нарушениям в назначении таких экспертиз и порождать коррупционные риски злоупотребления должностными полномочиями», – отмечается в письме.
Кроме того, в комитете уверены, что объединение экспертиз приведет к увеличению финансовых затрат всех осуществляющих ее лиц и организаций при получении ими лицензии. Минздрав не приводит оценки затрат и экономического обоснования предлагаемых изменений. Ранее о невозможности оценить затраты медорганизаций при переходе на новый порядок лицензирования, а также о неопределенности в терминах документа говорили в Национальной ассоциации медицинских организаций (НАМО).
«МВ» направил запрос в Минздрав с просьбой пояснить, проводилась ли оценка финансовых затрат, которые последуют при объединении всех видов работ по судебно-медицинской экспертизе, и существует ли риск ухода с рынка большинства частных и государственных организаций.
Разработанный Минздравом проект ранее вызвал много вопросов у участников рынка. С предложением внести изменения в документ уже выступили в Национальной ассоциации организаций и управленцев сферы здравоохранения. Там предложили разрешить клиникам нанимать на позицию гендиректора специалиста без медицинского образования. В Минздраве напомнили, что проект сохраняет действующее требование к образованию руководителя.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.