Опубликованный 10 марта документ вызвал много вопросов у участников рынка. Спорные моменты обнаружились в пунктах о пользовании помещениями и оборудованием, требованиях к образованию руководителей клиник, изменениях в перечне услуг, составляющих медицинскую деятельность, и т.д.
В августе 2020 года Минздрав уже выносил на обсуждение аналогичный проект Положения, однако документ не прошел этапы согласования. Отрицательный отзыв на него дало Минэкономразвития, указав на отсутствие оценки расходов и доходов субъектов предпринимательской деятельности и потенциальные убытки клиник от изменений в перечне лицензируемых видов услуг. Экономистам не хватило также корректного анализа последствий предложенных изменений для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
В новом проекте Положения претензии Минэкономики учтены не в полной мере, обратили внимание в Национальной ассоциации медицинских организаций (НАМО). Ее эксперты уже направили в заинтересованные ведомства свои предложения.
«Предыдущий документ содержал много противоречий, в новой редакции они только обостряются», – пояснил «МВ» президент Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения, генеральный директор группы компаний «ЦСМ-Санталь» Евгений Рабцун.
На взгляд экспертов НАМО, неопределенность в терминах по-прежнему не позволяет оценить затраты медорганизаций при переходе на новый порядок лицензирования. Однако, как считает член Экспертного совета при правительстве, сооснователь компании «Доктор рядом» Владимир Гурдус, расходы не станут драматичными для клиник, поскольку подобные риски заранее закладываются в экономику учреждений.
Наиболее остро экспертным сообществом воспринимается требование о переоформлении лицензий в течение одного года со дня вступления в силу нового документа. Из проекта Положения не ясно, кто именно должен заниматься этим: медорганизации или Минздрав.
«В документе не написано, что все должны получить лицензии, там указано, что они должны быть переоформлены. А почему люди должны их переоформлять? Минздрав пусть их и переоформляет, доступ к лицензиям у него есть, он может взять и внести в реестр все изменения», – считает Рабцун.
Переоформление лицензий участниками рынка может обернуться «кромешным адом» для медорганизаций, предупреждает управляющий партнер ГК «Евромед Групп» Александр Абдин. «Если есть действующая лицензия, которая у нас является бессрочной, и если ничего не меняется по факту оказания медицинской помощи, номенклатуры услуг, то смущает само требование переоформить лицензию к сентябрю следующего года», – сказал он «МВ».
Это приведет к «неразберихе, толпам и повышенному вниманию контролирующих органов», а по сути для медорганизаций в лицензии ничего не поменяется, отметил Абдин. «Все ринутся в лицензионные отделы, все будет происходить одномоментно. Придется выполнять шаги этого ада заново: получать заключение Роспотребнадзора, пожарных, подавать уставные документы. Это целая эпопея – получить лицензию», – пояснил он.
Гурдус называет «узким местом» в вопросе переоформления лицензий контролирующие госорганы. А медучреждениям хватит времени на сбор необходимых документов, уверен он.
«МВ» направил запрос в Минздрав с просьбой пояснить, каким образом планируется организовать процедуру переоформления лицензий медорганизаций.
Отдельное внимание в медицинском сообществе уделяется пункту Положения об обязательном наличии у руководителя учреждения высшего медицинского образования. Гурдус называет это требование «архаичным».
«Мне кажется, что для руководителя медицинской частью это актуально, а для директора медпроекта – необязательно. Это должен быть человек, который разбирается в управлении, а не умеет лечить аденому простаты», – считает эксперт.
С предложением исключить пункт о высшем медобразовании руководителя клиники выступают и в НАМО. Там считают такое условие необходимым только в случае, если должность руководителя называется «главный врач».
Председатель Комитета по медицинским услугам «Деловой России», председатель Национальной ассоциации организаций и управленцев сферы здравоохранения Муслим Муслимов рассказал «МВ» о подготовке предложений по изменению пункта Положения об образовании руководителя. Он отметил, что в условиях нехватки грамотных управленцев медорганизаций по действующему законодательству клиники лишены возможности нанимать на позицию гендиректора специалиста без медицинского образования, хотя его функции сильно отличаются от функций главврача.
«Мы хотим, чтобы учредитель, собственник бизнеса имел право нанять грамотного экономиста, финансиста и т.п., который будет правильно выстраивать стратегию развития организации. Функции по медицинскому контролю и регулированию медицинской деятельности могут быть переданы заместителю генерального директора по медицинской части, главврачу», – уточнил Муслимов.
Вопросы вызывает и пункт о платных медуслугах. Контроль за ними вместе с Росздравнадзором, согласно проекту Положения, также будет осуществлять Роспотребнадзор. В НАМО опасаются, что проверяющие из двух ведомств будут вторгаться в компетенцию друг друга, и заявляют о потенциальной коррупциогенности такого механизма.
Ассоциация выступила также против включения в лицензионные требования обязательных трудовых договоров с работниками, поскольку это не позволит привлекать для разовых консультаций врачей на основании договора гражданско-правового характера.
«У медорганизаций не будет возможности пригласить внешнего специалиста для консультации по тяжелому больному. С ним нельзя будет заключить трудовой договор, потому что у отдельного врача нет лицензии. Отсюда вытекает целая эпопея, которая мешает реализации одноразовых медицинских консультаций», – подчеркнул Рабцун.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.