В 2023 году 39,7% граждан России были удовлетворены в той или иной степени медицинской помощью в системе ОМС (в 2022 году — 41,6%). Не удовлетворены — 21,9% опрошенных, показал опрос Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» при поддержке Всероссийского союза пациентов (ВСП) (имеется в распоряжении «МВ»).
Только 2% пациентов сообщили, что не испытывали никаких трудностей при получении амбулаторной медпомощи по ОМС. При этом о сложностях с этим в стационарах заявили почти 33% опрошенных.
Исследование проводилось в октябре 2023 года методом анкетирования. В опросе приняли участие 1718 респондентов из 81 субъекта, которые обращались за медицинской помощью по полису ОМС в последние три года. Оценивались качество, доступность медицинских услуг по полису ОМС и проблемы в организации медпомощи. |
«Показатели общего уровня удовлетворенности в 2023 году практически идентичны показателям 2022 года», — отмечается в выводах исследования.
Только половина пациентов (48,8%) удовлетворена в той или иной степени отношением со стороны врачей, медицинских сестер, регистраторов, санитаров. Каждый пятый (18,4%) отношением к нему со стороны медработников не удовлетворен. В сегменте стационарной помощи на некорректное поведение медперсонала в 2023 году пожаловались 32% опрошенных. Это несколько ниже, чем в 2022 году (38%). Медицинской помощью в поликлиниках удовлетворены в той или иной степени 43,2%, не удовлетворены 24,4%.
В ТOP проблем, с которыми граждане часто сталкиваются при обращении в поликлиники, входит: долгое нахождение в очереди перед кабинетом врача (85%); отсутствие нужного специалиста в поликлинике или невозможность к нему записаться (84,6%); невозможность получить все необходимые услуги в одном месте (83,6%); долгое ожидание приема узкого специалиста после записи — больше 14 рабочих дней (79,1%); сложность дозвониться до поликлиники, чтобы записаться на обследование, на прием или получить справочную информацию (75,9%); долгое ожидание инструментальных исследований (рентген, МРТ, КТ, УЗИ) после их назначения — больше 14 рабочих дней (71%).
Несколько реже упоминались некорректное поведение медработников (53%) и сложность вызова врача на дом (48,5%).
Среди проблем, с которыми граждане сталкиваются при обращении в стационары, лидируют приобретение назначенных врачом лекарств за собственные средства (39,4%); некорректное поведение медработников (32,1%); направление на платные обследования или анализы перед госпитализацией (28,2%); дополнительные расходы на платные услуги во время пребывания в клинике (25,6%); приобретение за свой счет расходных материалов (23%).
«Заметно выросла в 2023 году удовлетворенность пациентов стационарной помощью в больницах федерального подчинения — прирост составил почти 13% к уровню прошлого года и +18% к показателю 2021-го. Госпитальный сегмент выглядит намного лучше, чем амбулаторный, — это касается не только федеральных учреждений, но и областных, и муниципальных больниц», — отмечают исследователи.
«Несмотря на то, что общая удовлетворенность пациентов медицинской помощью осталась на уровне прошлого года, по ряду направлений изменения в лучшую сторону есть. Например, в части работы скорой помощи — это видно как из оценок пациентов, так и врачей. Меняется система госгарантий по ОМС, появляются возможности реабилитации и тарифы стали более адаптивными к ситуации пациентов. Повышению доступности медпомощи способствуют такие нововведения, как цифровой полис и телемедицина. Но пока эти сервисы в большей степени — привилегия жителей столицы и крупных региональных центров», — считает сопредседатель ВСП Юрий Жулёв.
По данным исследования Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, в 2022 и 2023 годах чаще всего пациентов не устраивали «доступность записи на прием», «ожидание медицинской помощи» и «ожидание у кабинета врача». Удовлетворенность этими опциями продемонстрировали только чуть больше трети респондентов. В сентябре глава Минздрава Михаил Мурашко сообщил о рекордном росте удовлетворенности населения медпомощью, писал «МВ». По его информации, положительную оценку системе ОМС в июне давала почти половина граждан. По итогам прошлого года Минздрав оценивал этот показатель на уровне 41,4%.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.