Подведомственный Минздраву России Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) впервые разработал методические рекомендации по определению целесообразности создания медорганизаций. Документ (имеется в распоряжении «МВ») направлен на ознакомление в Аналитический центр при правительстве.
Преследовалась задача унифицировать подходы к оценке мероприятий по созданию новых медицинских объектов или замене существующих, определить потребности в них при планировании сети. Ключевые тезисы: при принятии решений ответственные лица должны опираться на базовые принципы охраны здоровья, такие как доступность и качество медпомощи, нормы законодательства, порядки оказания медицинской помощи по профилям, рекомендуемые штатные нормативы и региональные особенности.
Для оценки целесообразности создания объектов также рекомендуется учитывать половозрастной состав населения, медико-демографические показатели, уровень и структуру заболеваемости, климатические особенности региона и транспортную инфраструктуру, определяющие доступность медпомощи. Эта информация должна оцениваться в динамике за период не менее пяти лет на основе данных Росстата и форм отраслевого и статистического наблюдения. При этом уточняется, что транспортная доступность медорганизаций должна обеспечиваться для всех групп населения, в том числе инвалидов и других категорий с ограниченными возможностями передвижения.
|
Как сообщил недавно министр здравоохранения Михаил Мурашко, в России ежедневно открываются 8-9 новых или реконструированных объектов. |
Транспортная доступность амбулаторий, фельдшерско-акушерских или фельдшерских пунктов в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — 30-минутное время доезда. Центр общей врачебной практики или врачебная амбулатория создаются в населенных пунктах с численностью населения 1—2 тыс. человек, если расстояние до ближайшей медицинской организации превышает 6 км, а в населенных пунктах с численностью населения 2—10 тыс. — независимо от расстояния до ближайшей медорганизации. Для станций скорой помощи норматив — 20-минутный доезд до пациента.
Шаговая доступность поликлиники в населенных пунктах, где проживает больше 20 тыс. человек, — не больше 60 минут. При создании таких медучреждений в населенных пунктах с числом жителей свыше 10 тыс. должно учитываться наличие в округе частных и ведомственных клиник, а также возможность круглогодичного сообщения автотранспортом с другими госучреждениями.
Создание объектов медицинских организаций для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи на территориях или в населенных пунктах с численностью населения менее 2 тыс. человек следует рассматривать только для сохранения возможности оказания экстренной медицинской помощи и последующей медицинской эвакуации в организации более высокого уровня.
Представленные алгоритмы оценки и критерии применимы для медицинской организации любой формы собственности и подчиненности. Но в отношении объектов, которые оказывают помощь вне госпрограмм, такая оценка должна быть дополнена анализом планируемых объемов медпомощи и источников ее финансирования. Для нового объекта здравоохранения обязательно проводятся оценка радиуса обслуживания, шаговой и транспортной доступности и плановая мощность.
Определение потребности в объектах здравоохранения и планирование мощности структурных подразделений медорганизаций целесообразно проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения субъектов, с учетом комплексных планов развития и документов территориального планирования, создаваемых в соответствии с градостроительным законодательством и санитарно-эпидемиологическими требованиями. При этом следует особое внимание уделить размещению имеющейся сети медорганизаций и оценить их востребованность населением. Прежде всего это касается опорных населенных пунктов, Арктики и геостратегических территорий.
В случае создания нового объекта в дополнение к действующей сети необходимо оценить, как это повлияет на общую мощность системы здравоохранения в регионе и на маршрутизацию пациентов при оказании медпомощи по отдельным профилям, а также на кадровую обеспеченность. Например, при увеличении или снижении мощности коечного фонда нужно провести сравнение действующей и планируемой мощности в разрезе структурного подразделения по таким показателям, как уровни госпитализации, средний срок пребывания пациентов, среднегодовая занятость и оборот койки, среднее число посещений на одного жителя в смену/в год.
Минздрав давно вынашивал идею введения территориального планирования медицинской помощи, чтобы мягко перенаправить часть денежных потоков из частных клиник в государственные организации. Так происходит потому, что большинство людей комбинируют государственную и частную медицину, и учреждения разных форм собственности вынуждены конкурировать между собой. В деньгах сегодня частный сектор занимает примерно 20—25% рынка, или около 1,7 трлн руб. Ничего хорошего в перспективе создания нового рычага для административного давления на бизнес нет, заявил «МВ» один из участников рынка частной медицины.
«Инвестиционный климат в медицине и так, мягко говоря, не улучшается по разным причинам. Если обсуждаемые меры регулирования будут как-то оформлены, например, методические рекомендации начнут использовать при принятии решений о выдаче лицензий, частные клиники будут развиваться по остаточным принципам. Поскольку государственная сеть широкая, найти место для новой клиники станет тяжелее. Было бы понятно, если бы в России все медучреждения работали с деньгами ОМС, как и в Германии. Но у нас доступ к средствам ОМС и так имеет очень ограниченное число частных центров. То есть фактически государство использует недобросовестную конкуренцию и при помощи административного давления сокращает количество негосударственных медцентров, занимая их место», — пояснил он.
Больше всего, по его словам, от непродуманных решений пострадают пациенты, которым станет сложнее оперативно получить качественную медпомощь и достойный сервис. У врачей будет меньше возможностей устроиться на работу с более высокой оплатой, так как альтернатив частному сектору станет меньше или в определенных регионах не будет совсем. «То есть государство преследует две цели — борьба нерыночными методами за деньги и за человеческие ресурсы. Я считаю это крайне вредным для всех», — подчеркнул эксперт.
В период с 2010 по 2020 год коечный фонд в стране уменьшился на 150 тыс. единиц. По состоянию на конец 2020 года в стране насчитывалось 1,2 млн больничных коек. Наиболее заметно сократилось число коек гинекологического, терапевтического и хирургического профилей. Увеличился коечный фонд только для инфекционных и онкологических больных. По итогам 2022 года российские прокуроры выступили против закрытия каждого пятого медучреждения в сельской местности. В результате реагирования надзорных органов 33 фельдшерско-акушерских пункта возобновили работу, в отдаленных поселках организован периодический прием жителей мобильными медицинскими бригадами, писал «МВ».

Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.