Специфические расстройства речи у детей

Сокращения
МКБ-10
F80.0Специфическое расстройство речевой артикуляцииF80.1Расстройство экспрессивной речиF80.2Расстройство рецептивной речи

1. 2016 Клинические рекомендации "Специфические расстройства речи у детей" (Всероссийское общество неврологов).

Определение

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia).

Терминология

Критерии оценки качества медицинской помощи

 

Критерий качества

Уровни достоверности доказательств

Уровни убедительности рекомендаций

1.

Выполнено логопедическое обследование, нейропсихологическое исследование

I

A

2.

Проведено ЭЭГ и МРТ исследование

II

B

3.

Выполнены занятия с логопедом не позднее 7-14 дней с момента обращения

I

А

4.

Выполнено курсовое медикаментозное лечение ноотропными препаратами 

II

B

5.

Выполнен динамический осмотр при недостаточной удовлетворенности пациента или наличии нежелательных явлений и определена тактика коррекции

I

B

Уровни достоверности доказательств

Уровень

Источник доказательств

I (1)

Проспективные рандомизированные контролируемые исследования

Достаточное количество исследований с достаточной мощностью, с участием большого количества пациентов и получением большого количества данных

Крупные мета-анализы

Как минимум одно хорошо организованное рандомизированное контролируемое исследование

Репрезентативная выборка пациентов

II (2)

Проспективные с рандомизацией или без исследования с ограниченным количеством данных

Несколько исследований с небольшим количеством пациентов

Хорошо организованное проспективное исследование когорты

Мета-анализы ограничены, но проведены на хорошем уровне

Результаты не презентативны в отношении целевой популяции

Хорошо организованные исследования «случай-контроль»

III (3)

Нерандомизированные контролируемые исследования

Исследования с недостаточным контролем

Рандомизированные клинические исследования с как минимум 1 значительной или как минимум 3 незначительными методологическими ошибками

Ретроспективные или наблюдательные исследования

Серия клинических наблюдений

Противоречивые данные, не позволяющие сформировать окончательную рекомендацию

IV (4)

Мнение эксперта/данные из отчета экспертной комиссии, экспериментально подтвержденные и теоретически обоснованные

Уровни убедительности рекомендаций

Уровень

Описание

Расшифровка

A

Рекомендация основана на высоком уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация I уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском)

Метод/терапия первой линии; либо в сочетании со стандартной методикой/терапией

B

Рекомендация основана на среднем уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация II уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском)

Метод/терапия второй линии; либо при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии. Рекомендуется мониторирование побочных явлений

C

Рекомендация основана на слабом уровне доказательности (но как минимум 1 убедительная публикация III уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском) илинет убедительных данных ни о пользе, ни о риске)

Нет возражений против данного метода/терапии или нет возражений против продолжения данного метода/терапии

Рекомендовано при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии, при условии отсутствия побочных эффектов

D

Отсутствие убедительных публикаций I, II или III уровня доказательности, показывающих значительное превосходство пользы над риском, либо убедительные публикации I, II или III уровня доказательности, показывающие значительное превосходство риска над пользой

Не рекомендовано