Юристы оценили инициативу группы депутатов фракции «Новые люди» в Госдуме РФ о введении в поликлиниках штатных онлайн-терапевтов для удаленных консультаций, которые могли бы онлайн выполнять часть обязанностей участковых врачей. Таким образом депутаты предлагали бороться с чрезмерной нагрузкой и профессиональным выгоранием медработников в первичном звене.
Несмотря на то что в предложении есть рациональное зерно, существующей правовой базы для его внедрения недостаточно. Например, постановка диагноза «легкая степень ОРВИ» предполагает самостоятельный анализ жалоб пациента и данных анамнеза. Определить удаленно степень ОРВИ затруднительно, по закону это можно сделать на очном приеме, заявил юрисконсульт Ассоциации организаторов здравоохранения в онкологии (Санкт-Петербург) Дмитрий Гаганов на конференции портала «Право-мед.ру».
По его словам, непонятно и то, как эта новелла будет оформлена в рамках Трудового кодекса РФ и текущих стандартов. С одной стороны, речь идет о новой должности «онлайн-терапевт», а с другой — формулировки указывают на расширение функционала и зон обслуживания участкового терапевта. Если это действительно отдельная должность, тогда нужен профессиональный стандарт именно для онлайн-терапевта — как основа для должностных инструкций, ведь у нас действует Трудовой кодекс. Если же это расширение зоны обслуживания, возникает другой вопрос: не повлечет ли это дополнительную нагрузку на самих участковых терапевтов?
«Эффективный менеджмент в бюджетных учреждениях здравоохранения может проявиться так: руководитель почешет затылок и скажет: «Давайте усилим нагрузку, отчитаемся, что мы в цифровом тренде, что у нас прошло цифровое перевооружение медорганизации». По бумагам будет красиво — могут даже выделить деньги. Именно в этом и заключается опасность: непонятно, будет ли инициатива означать создание отдельной штатной единицы или просто дополнительную нагрузку на уже перегруженных врачей», — подчеркнул юрист.
Технически ничто не запрещает руководителю поликлиники ввести штатную должность терапевта, работающего с применением телемедицинских технологий, даже если она прямо не предусмотрена номенклатурой, считает главный редактор портала «Право-мед.ру», медицинский юрист Алексей Панов. Проблема, на его взгляд, в отсутствии фактических кадровых ресурсов, способных нести эту дополнительную, хотя и удобную для пациентов, функцию. В авангарде таких изменений должны быть столичные регионы, где обеспеченность врачами значительно выше, чем в периферийных субъектах РФ, полагает юрист.
В некоторых странах давно действует система телефонной связи с врачом, но с отдельной тарификацией. Кроме того, должна быть четко определена система взаимодействия через электронные платформы с возможностью идентификации пациента (например, через «Госуслуги») и обязательным получением его согласия на такой формат общения, считает председатель Ярославской областной общественной организации инвалидов с рассеянным склерозом «Гефест», врач-невролог, юрист Игорь Степанов.
Самое главное препятствие, на его взгляд, — сегодня крайне сложно создавать новые штатные единицы из-за бюджетных ограничений. Использование клинических ординаторов — тоже не универсальное решение: их нельзя привлекать повсеместно. Да и вопрос оплаты труда остается открытым. Вариант с искусственным интеллектом возможен по опыту других стран, но по многим вопросам в содержательном плане это равнозначно обращению к «Алисе». Поэтому введение должности «онлайн-терапевт» может быть оправдано в перспективе, но на текущий момент выглядит, скорее, как популистская инициатива, уверен эксперт.
Депутаты направили письмо министру здравоохранения РФ Михаилу Мурашко с предложением ввести в городских поликлиниках онлайн-консультации терапевтов, чтобы решать некоторые вопросы, с которыми пациенты обращаются в поликлиники, без очного приема. В том числе речь идет о повторном назначении или коррекции терапии, консультации при легких ОРВИ, продлении листка нетрудоспособности, оформлении справок и направлений. Введение штатной должности онлайн-терапевта в каждой государственной и муниципальной поликлинике, по версии авторов, могло бы частично разгрузить остальных врачей и обеспечить больший доступ к медпомощи.
По данным Росстата, общее число врачей в стране уменьшилось по итогам 2024 года на 8,9 тыс. Сокращение затронуло большинство наиболее востребованных специальностей, в том числе терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов, хирургов, оториноларингологов и неврологов — по некоторым позициям показатели вернулись к уровню 2020 года. В Минздраве РФ «МВ» заявили, что в госклиниках, напротив, наблюдается рост числа специалистов.

Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.