Событийный рейтинг недели открывает скандальная тема абортов, которые главный внештатный репродуктолог Минздрава Олег Аполихин предложил исключить из системы здравоохранения. Радеющий за демографию страны специалист считает нужным запретить называть прерывание беременности медпомощью, а тех, кто проводят эту процедуру, врачами. Его варианты названий: абортарии и абортмахеры. Еще одна идея Аполихина – создать специальные учреждения для проведения абортов вне системы здравоохранения – на базе ФСИН.
Минздраву, который недавно запретил импровизации своих специалистов на тему коронавируса, неожиданно пришлось опровергать инициативы на совершенно другом направлении. В пресс-службе ведомства заверили, что ограничатся комплексной программой профилактики абортов, которая приносит результаты.
Впрочем, в разгар пандемии COVID-19 заслуги Минздрава в повышении рождаемости не столь очевидны. Из-за приостановки деятельности клиник вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) не наступило около 10–20 тыс. новых беременностей, не родилось порядка 5 тыс. детей, подсчитали специалисты.
Вторую строчку рейтинга занимают также новости с демографического фронта, но с другим знаком – коронавирус ударил по планам Минздрава по снижению смертности. Ведомство предложило существенно скорректировать целевые показатели госпрограммы «Развитие здравоохранения». В частности, по прогнозам, заметно вырастет смертность от болезней системы кровообращения, от новообразований, в том числе злокачественных, и смертность трудоспособного населения.
Отметим, что заложенные в госпрограмму «Развитие здравоохранения» планы по снижению смертности не выполняются полностью второй год.
Коронавирусная тема вряд ли в ближайшее время покинет новостной TOP, но на этой неделе она лишь на третьем месте.
Хотя зам. директора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов заявил о начале стабилизации с заболеваемостью COVID-19, министр здравоохранения Михаил Мурашко призвал медработников готовиться к традиционному росту нагрузки в период новогодних праздников, которая в 2020 году будет повышенной из-за пандемии коронавируса.
На четвертом месте финансовая тема. Госдума приняла во втором чтении законопроект о реформе ОМС, который урезает полномочия страховых компаний и передает функции контроля и финансирования медпомощи в отношении федеральных медцентров в ведение ФОМС. Правительство пошло на уступки страховщикам – норматив расходов на ведение дела для СМО предложено сократить менее существенно, чем планировалось изначально.
Юристы кабмина также четко прописали возможность для федеральных медцентров выбрать, в рамках какой программы ОМС работать: базовой или территориальной. Однако такое обособление немалой доли финансовых ресурсов системы здравоохранения нравится далеко не всем, что подтвердило состоявшееся за день до голосования в Госдуме закрытое видеосовещание в ФАС с руководителями крупных частных клиник и представителями бизнеса. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев заявил, что в системе ОМС наблюдается крен «в сторону административного регулирования, скатывание в командную плоскость системы Семашко», и пообещал, что ведомство в течение 2021 года подумает, как развернуть ее в недискриминационный режим, устраивающий государственные и частные медорганизации.
Завершает ТОР5 законодательная инициатива Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма». Организация направила в Госдуму письмо с просьбой рассмотреть вопрос о привлечении медработников к административной ответственности за отказ в оформлении рецептов на лекарственные препараты. Предлагаемый размер штрафов – от трех до пяти тысяч рублей.
По мнению «СоюзФармы», несоблюдение порядка и правил выписки рецептов усугубляет проблему доступности лекарств. А угроза штрафов остановит «злоупотребления должностным положением со стороны медицинских работников» и будет предупреждать аналогичные нарушения в будущем.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.