В период приостановки плановой медицинской помощи в связи с коронавирусом услуги по лечению бесплодия не получили около 50 тыс. пациентов. Не наступило порядка 10–20 тыс. новых беременностей. Об этом сообщила заместитель директора по научной работе НМИЦ акушерства гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова Наталия Долгушина на онлайн-собрании Научного совета Российской академии наук на тему «COVID-19 и репродуктивное здоровье» 18 ноября.
По ее словам, с учетом средней эффективности циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в России не родилось порядка 5 тыс. детей. Это не официальная статистика, а подсчеты, основанные на объемах неоказанных клиниками ВРТ услуг в первом полугодии 2020 года в большинстве регионов, уточнила Долгушина.
Она отметила, что востребованность этих услуг не снизилась. В Российскую ассоциацию репродукции человека (РАРЧ) поступало множество обращений от недовольных граждан, в основном женщин позднего фертильного возраста, которые не могли откладывать программы ВРТ, рассказала Долгушина.
В начале октября Федеральный фонд обязательного медицинского страхования разослал в регионы правительственную телеграмму за подписью замминистра здравоохранения Евгения Камкина, в которой региональным минздравам рекомендовалось «принять исчерпывающие меры» для ликвидации отставания от плана проведения процедур ЭКО за счет средств ОМС. Было предложено привлечь максимальное число клиник всех форм собственности, участвующих в территориальных программах госгарантий. По данным ФОМС, за январь–июль 2020 года за счет средств базовой программы ОМС всего выполнено 32 632 цикла ЭКО семьям, страдающим бесплодием – 45,3% от плана (не менее 72 тыс.).
Несмотря на действующие из-за COVID-19 ограничения, Минздрав еще в мае разрешил регионам открывать клиники, специализирующиеся на лечении бесплодия, при условии строгого соблюдения медицинскими организациями санитарно-гигиенических требований. Но это не спасло ситуацию, сообщил «МВ» директор Международного центра репродуктивной медицины и президент РАРЧ Владислав Корсак.
«Наш центр пока не смог вернуться к прежним объемам, так как 40% пациентов – иногородние. Люди не хотят ехать в Москву и Петербург из-за COVID-19. Московские коллеги говорят, что люди особенно тяжело вступают в циклы и даже приходится отказываться от лечения, если человек заболел», – уточнил он.
В мае Корсак оценивал потери клиник ВРТ от пандемии как «близкие к критическим». По его данным, в 2018 году в московских и петербургских центрах выполнялось 43,2% циклов ВРТ от всего зарегистрированного в регистре РАРЧ объема (в 2017 году — 43,9%).
Один из лидеров рынка — ГК «Мать и дитя» — отчиталась о падении количества циклов ЭКО за 9 месяцев 2020 года на 24% – с 13 511 в январе–сентябре 2019 года до 10 243 в текущем году. Выручка по данному направлению упала с 2,81 до 2,32 млрд руб. В сообщении компании отмечалось, что в III квартале 2020 года количество циклов ЭКО выросло более чем в два раза по сравнению со II кварталом. Доля ЭКО по ОМС составила 52% от общего количества циклов, уточнили в «Мать и дитя».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.