На повышение зарплат медиков до целей майских указов необходимо 380 млрд рублей

23.08.2024
15:18
Для реализации программы госгарантий с соблюдением «необходимого уровня качества и доступности медицинской помощи» необходимо дополнительное финансирование в объеме 586,2 млрд руб., подсчитала Счетная палата РФ. Больше половины из них нужны на «подтягивание» зарплат работников первичного звена до показателей, установленных майскими указами президента.

Для реализации программы госгарантий с соблюдением «необходимого уровня качества и доступности медицинский помощи» дополнительно необходимо 586,2 млрд руб., полагают аудиторы Счетной палаты России (СП) в отчете «О финансовом обеспечении реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в 2021—2022 годах и истекшем периоде 2023 года». Из общей суммы большая часть — 379 млрд руб. — требуется направить на «подтягивание» зарплат врачей и средних медработников первичного звена до уровня, предусмотренного в майских указах президента, а также на обеспечение расходов на текущую деятельность. Счетная палата подсчитала также, что 22,9 млрд руб. требуется на дофинансирование скорой медицинской помощи.

В случае ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и достижения целевых показателей по укомплектованности медкадрами, только на фонд оплаты труда медперсонала дополнительно потребуется в 2024 году 133,2 млрд руб., в 2025 году — 139,7 млрд руб.

Проведенный анализ также показал, что в среднем расчетная стоимость стандарта специализированной медицинской помощи выше фактической на 14,2%. Вместе с тем по 66 стандартам фактическая стоимость лечения была выше расчетной, а по 89 — ниже. Согласно расчетам, в целом объем средств, необходимый на оказание медицинской помощи в соответствии с указанными стандартами, был выше фактического объема средств, направленных на оплату оказанной медицинской помощи, на 13,9%, или на 61,4 млрд руб.

Надзорный орган просит Минздрав провести анализ клинических рекомендаций и разработанных на их основе стандартов медицинской помощи: ведомству следует их доработать с учетом фактического предоставления пациентам не включенных в них медицинских услуг и лекарственных препаратов. Одновременно с этим Минздраву следует оценить «на предмет их экономической и клинической обоснованности» оказание отдельных медуслуг, предусмотренных в стандартах, но не предоставляемых в реальности, а также рассчитать потребность в паллиативной помощи. Счетная палата также просить рассмотреть механизм оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи.

«Региональными медицинскими организациями при оказании гражданам специализированной медицинской помощи предоставляются не все услуги и лекарственные препараты, предусмотренные стандартами медицинской помощи. Стандарты медицинской помощи не унифицированы в части наименований лекарственных препаратов, а также содержат значительные ошибки, что затрудняет их применение на практике. Так, в ряде стандартов наименование медицинской услуги не соответствует коду, установленному в номенклатуре медицинских услуг, или применяются коды, отсутствующие в номенклатуре», — сообщают аудиторы.

Анализ показал, что медицинские организации в среднем выполняют 67% услуг, предусмотренных стандартами медицинской помощи, но в то же время предоставляют медицинские услуги и лекарственные препараты, не предусмотренные утвержденными стандартами. Актуализированными стандартами медицинской помощи на сегодняшний день охвачено не более 21,9% нозологий, включенных в МКБ-10, применяемую в России.

Ведомство также просят разобраться с тем, что в отдельных случаях регионы без соответствующего обоснования утверждали нормативы медпомощи ниже уровня средних нормативов, установленных на федеральном уровне. Есть признаки «формального подхода регионов к формированию территориальных программ». Например, в некоторых субъектах нормативы медпомощи устанавливались без учета региональных особенностей, таких как плотность населения, структура заболеваемости, половозрастной состав и т.д.

При этом формально количество регионов, в которых нет дефицита в территориальных программах, снижается. В 2023 году дефицит финансового обеспечения территориальных программ был отмечен в 13 регионах и составил 19,7 млрд руб., в 2022 году — в 20 регионах на 20,3 млрд руб. (18,7% потребности в бюджетных ассигнованиях). В 2021 году дефицит был зафиксирован в 20 субъектах на 22,5 млрд руб. (21,6% потребности).

Ранее Минздрав назвал регионы-лидеры по объему кредиторской задолженности больниц. Основная часть «плохих долгов» приходится на три субъекта (Магаданская и Нижегородская области и Республика Карачаево-Черкесия). Общая просроченная кредиторская задолженность российских медорганизаций сократилась в 2024 году — с 20 млрд до 17 млрд руб.

В прошлом году заместитель министра здравоохранения Владимир Зеленский заявил, что, в отличие от системы пенсионного обеспечения, система ОМС сбалансирована и не требует трансфертов на покрытие дефицита бюджета. По его словам, риск ее потенциального дефолта отсутствует, немногие отрасли «могут похвастать приростами финансирования в 10—15% в год». При этом, хотя тарифы ОМС едины для всех медорганизаций в системе ОМС, возникают вопросы, почему одним клиникам денег не хватает, а у других остатки.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.