Российские психиатры по-разному оценили предложение перейти на урезанную версию МКБ-11

Эксклюзив
25.08.2023
11:25
В психиатрическом сообществе неоднозначно оценивают предложение Госдумы об использовании в России сокращенной версии МКБ-11, узнал «МВ», побеседовав с двумя ведущими экспертами в этой сфере. Ранее депутаты предложили отказаться от части разделов Международной классификации болезней, регулирующих лечение транссексуализма, педофилии и трансгендерности.

Российские психиатры не имеют единой консолидированной позиции относительно инициативы парламента о применении в России неполной версии МКБ-11, из которой, возможно, будут изъяты главы о лечении транссексуализма, педофилии и трансгендерности. В середине августа Минздрав отменил принятый в 2017 году приказ, разрешавший проводить в России операции по смене пола.

Главный врач лечебно-реабилитационного научного центра «Феникс», врач-психиатр, доцент юридического факультета Южного федерального университета, член Российского общества психиатров Ольга Бухановская заявила «МВ», что она отрицательно оценивает решение перейти на МКБ-11. По ее словам, «предлагаемая в ней трактовка таких заболеваний, как транссексуализм, зоофилия, трансвестизм и других множественных расстройств сексуального предпочтения, недопустима с точки зрения классической отечественной психиатрии».

В новой редакции диагноз «транссексуализм» будет заменен на «гендерное несоответствие», а значит, больше не будет считаться аномалией психики. В МКБ-11 также нет диагноза педофилии, но есть педофильное расстройство. При этом ставить соответствующий диагноз предлагается, только если «человек пытался на практике реализовать свои фантазии или не мог полноценно жить из-за стресса, связанного с ними». Крайне узкий клинический взгляд представлен на диагностику шизофрении.

По мнению Бухановской, Минздрав должен ввести мораторий на внедрение МКБ-11, а еще лучше полностью запретить ее использование на территории страны в разделах «Психические и поведенческие расстройства» и «Состояния, связанные с сексуальным здоровьем человека», так как «изложенные в них подходы полностью рушат сложившуюся систему взглядов на понимание, диагностику и лечение психических расстройств».

Как считает доцент кафедры психиатрии и наркологии Ростовского государственного медицинского университета, член Российского общества психиатров, вице-президент Независимой психиатрической ассоциации России Алексей Перехов, инициативы законодателей продиктованы «не медицинскими требованиями, а исключительно социально-политическими демаршами». При этом в своих требованиях они смешивают разные понятия, заявил он в интервью «МВ».

«Педофилия в МКБ-11, как и ранее в МКБ-10, относится к одному из видов девиантного сексуального извращенного поведения», а «все разговоры, что на Западе пытаются ее легализовать, ложь». В отношении трансгендерности иная ситуация, и она сейчас напоминает период вплоть до окончания существования СССР, когда гомосексуализм был исключен из списка болезней в РФ окончательно, без оговорок, рассказал эксперт. При этом он согласен, что в отношении регулирования ситуации со сменой пола какие-то шаги надо было предпринимать ранее. Например, ужесточить выдачу справок. С этим «были согласны все, и такие мнения постоянно звучали на профессиональных конференциях».

В принципе использовать урезанную МКБ возможно, считает специалист. В советское время, например, диагноз «транссексуализм» в нашей стране не использовали. «То есть практика коррекции таких международных классификаций есть. Другой вопрос, что тогда времена все-таки были немножечко другие. И проблему я лично вижу в том, что позиция о разрешении на изменение пола только для транссексуалов достаточно жесткая. В момент обсуждения закона главный психиатр ГНЦ им. В.П. Сербского Светлана Шпорт, насколько мне известно, направляла в Госдуму письмо о несогласии ведущего и главного психиатрического центра с полным запретом на изменение пола», — пояснил он в интервью «МВ».

Люди, которые не являются явно психически больными и транссексуалами, имеют право на изменение пола, в том числе имеющие некоторые сексуальные отклонения в виде парафилий, считает Перехов. По его словам, что дальше нас ждет — непонятно. Не исключено, что следующим этапом станет «ужесточение законодательства в отношении гомосексуалистов без учета мнения медицинских специалистов».

Закон о запрете в России операций по смене пола, за исключением случаев жестких медицинских показаний, был принят в конце июля. Минздрав уже отменил приказ № 850н от 23.10.2017, регулировавший порядок выдачи медицинской организацией документа об изменении пола. В связи с этим в Госдуме предложили Минздраву исключить из новой Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра, которая будет использоваться в России, разделы о лечении транссексуализма, педофилии и трансгендерности. Как заявляли ранее члены российского парламента, новые подходы к лечению сексуальных извращений идут вразрез с традиционными ценностями, декларируемыми в Конституции.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.