АООСДВ, объединяющая диспансеры Сибири и Дальнего Востока, попросила о финансовой поддержке образовательного проекта. Его цель – помочь получить дорогостоящее образование будущим врачам-онкологам, говорится в разосланном 1 марта сообщении ассоциации.
Реализация проекта позволит ликвидировать дефицит онкологов в диспансерах Новокузнецка, Кемерово, Рубцовска, Иркутска, Бийска, Красноярска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Сахалина и Барнаула, уточнили в ассоциации.
Ранее ассоциация помогала медицинским организациям оплачивать образование из доходов от профессиональных конференций. За последние 5 лет удалось помочь 37 врачам, им оплатили программы аспирантуры, ординатуры или переподготовки. Но в 2020 году в связи с пандемией все обучение перешло в онлайн и эти источники оказались исчерпаны.
Стоимость двух лет обучения в ординатуре по онкологии, например, в Красноярске составляет около 240 тыс. руб.
«Во-первых ординатуры все платные, если они не целевые. Чтобы получить целевые места, учреждение может подать заявку. Иногда спрос превышает предложение и выделенных квот слишком мало. Поэтому мы поддерживаем молодых специалистов и каждый год обучаем два-три человека, у которых есть горячее желание получить образование. Иногда сами диспансеры просят направить какого-то врача на обучение», – рассказали «МВ» в пресс-службе ассоциации.
По данным субъектов, на одного онколога в Сибири в среднем приходится около 500 пациентов. В среднем по России – 460. Самая большая нехватка специалистов – в Кемеровской области и Алтайском крае, где на одного врача приходится, соответственно, 745 и 560 состоящих на учете онкобольных. В Иркутской области удалось сократить показатель почти на треть по сравнению с 2013 годом – с 533 до 400 человек. Произошло это в том числе благодаря программам ординатуры и переподготовки, оплаченным ассоциацией.
«В ординатурах сейчас почти не осталось бесплатных мест, а целевых или очень мало, или условия их получения совершенно кабальные. То есть за все платят сами диспансеры, которые живут за счет ОМС, но они и так еле концы с концами сводят. Я только рад за коллег, если у них получится что-то собрать. По своему опыту могу сказать, что собирать деньги на обучение очень тяжело», – пояснил основатель и исполнительный директор Фонда профилактики рака, сооснователь Высшей школы онкологии Илья Фоминцев.
По его словам, в последний год у Высшей школы онкологии изменилась структура пожертвований. Сейчас большая их часть – это спонсорская помощь. Таким образом, в этом году удалось увеличить прием в четыре раза (с 10 до 37 кандидатов). Но без помощи крупных спонсоров, даже с учетом профессиональной поддержки специалистов по фандрайзингу, с трудом удавалось собрать средства и для 10 человек.
Как следует из распоряжения Правительства России № 3161-р от 28 ноября 2020 года о квотах приема на целевое обучение в вузах, в 2021 году большинство бюджетных мест по мед- и фармспециальностям останутся целевыми. Квота для специальности «Онкология» составляет 70% и выше.
В 2020 году Минздрав изменил квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием и расширил возможности для профессиональной переподготовки. Если раньше онкологом можно было стать только после окончания ординатуры/интернатуры по акушерству и гинекологии, терапии или хирургии, то в предложенном проекте в этот перечень вошли 18 специальностей, в том числе «Офтальмология», «Эндоскопия», «Нейрохирургия», «Эндокринология», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Оториноларингология» и ряд других.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.