Выпускница СамГМУ Светлана Низамеева по окончании учебы по целевому договору отказалась отрабатывать положенные пять лет, мотивируя это, с одной стороны, отсутствием существенных условий, а с другой – желанием продолжить обучение в ординатуре. Об этом «МВ» рассказал представитель молодого специалиста – Алмаз Кучембаев.
Договор между больницей, вузом и абитуриенткой был заключен в августе 2013 года. По окончания учебы Низамеева должна была отработать пять лет участковым терапевтом. Однако, когда пришло время исполнять условие, она отказалась ехать в Димитровград. Выпускница СамГМУ собиралась продолжить обучение в ординатуре в Самаре и стать эндокринологом. О своем решении она сообщила больнице, подтвердив готовность возместить расходы, понесенные клиникой на ее обучение. Но медучреждение не пошло ей на встречу.
Как говорится в решении районного суда, медицинская организация не оспаривает факт отсутствия задолженности Низамеевой перед КБ № 172. Еще бы: обучение и выплата стипендии студентке производились за счет федерального бюджета.
Не придя к соглашению с клиникой, Низамеева подала документы в ординатуру частного вуза в Самаре, но ей было отказано «в связи с наличием неисполненного договора» с КБ № 172. Об этом факте больница известила медуниверситет. Девушка расценила это как нарушение ее конституционного права и в апреле 2020 года обратилась в суд.
В исковом заявлении Низамеева указала, что работает в местном геронтологическом центре в Самаре, планирует вступить в брак с жителем этого города и остаться там жить, но димитровградская больница не дает ей реализовать эти планы. Она просила признать договор недействующим, поскольку не имела материальных обязательств перед больницей ФМБА, но районный суд, апелляционная и кассационная инстанции в удовлетворении иска отказали.
Теперь молодой врач защищает свои права в Верховном суде. В кассационной жалобе (имеется в распоряжении «МВ») она указывает, что в ст.199 Трудового кодекса меры материальной поддержки и материального стимулирования относятся к существенным условиям договора целевого обучения. А раз ее договор их не содержит, следовательно, он не заключен.
Такая схема, когда работодатель по договору о целевом наборе лишь обеспечивает пониженный проходной балл и не несет никаких материальных обязательств, требуя за это принудительной отработки, – кабала, система принудительного труда, говорит Кучембаев. Он намерен создать на федеральном уровне прецедент и добиться отмены требований по обязательной пятилетней отработке, если в договоре нет никаких материальных обязательств.
«МВ» направил запрос в КБ № 172 с просьбой прокомментировать ситуацию.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.