«В нашем законодательстве нет стимулов для инвесторов вкладываться в решения Big Data, так как результаты этих инвестиций не выражаются в платных услугах, доходы от которых поступают непосредственно врачам. Возникает вопрос: откуда возьмутся такие решения, и кто их будет финансировать? Если государство, то процесс будет не таким активным и быстрым. Думаю, что в итоге наш рынок займут иностранные IT-решения, и на базе этой инфраструктуры будет формироваться иностранный сервис для обработки данных. Но это пессимистичный сценарий», - поделился Искендер Нурбеков.
Впрочем, он не отрицает, что сам по себе принятый закон о телемедицине - большой шаг вперед, особенно в плане ведения хронических и послеоперационных больных. Но представители IT-сектора ожидали большего: что государство будет создавать спрос на IT-продукты. А в итоге для небольших компаний стимулов для инвестирования нет, так как основную нишу заняли крупные поставщики услуг в лице Ростелекома.
В «серой зоне» законодательства остался сектор «второго мнения». «По законодательству сейчас лечащий врач - это тот, кто корректирует собственный диагноз, то есть мы фактически привязываем пациента к его доктору. Но далеко не каждый пациент доволен своим врачом. Это та область, где могли бы очень активно развиваться небольшие стартапы и сервисы», - уточнил Искендер Нурбеков.
В мировой практике есть масса успешных примеров эффективности систем Big Data, например, прогнозирование хирургического риска. Система позволяет просчитать успешность операции у конкретного больного. Она выполняет автоматический поиск протоколов лечения, после чего выводит на экран результаты с посчитанным красным, желтым или зеленым индикатором риска. Система уровня риска, разработанная в 2013 году членами консорциума Kaiser Permanente, может просчитать риск развития слабоумия у пациентов с сахарным диабетом.
Впрочем, эксперты предлагают не торопиться и учесть все возможные риски для пациентов от телемедицины. «Мы должны понимать, что через какое-то время разрешат первичный прием по телемедицине, через какое-то время разрешат постановку диагноза с помощью Big Data. Но чтобы применять Big Data в здравоохранении, чтобы использовать искусственный интеллект в лечении, нужно решить очень многие юридические вопросы. Например, кому предъявлять претензии, если использование Big Data привело к негативным для здоровья результатам. Это пока вопрос без ответа», - констатирует член экспертного совета при Открытом правительстве Владимир Гурдус.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.