Основное отличие документа, принятого на заседании Госдумы в среду, 19 июля, от первой редакции - в нем закреплен запрет на удаленную постановку диагноза.
Возможность дистанционной постановки диагноза долго обсуждалась с Минздравом. В итоге эксперты решили вернуться к консервативному варианту, где речь идет об удаленном сопровождении пациента, не о лечении, рассказал Владимир Гурдус. «По сравнению с первым чтением это шаг назад. Так как принятые поправки ограничивают возможность установки диагноза и назначения лечения. Причем безотносительно и к диагнозам, и к медицинским порядкам. Правда, появится возможность у врачей хотя бы на повторные приемы не гонять человека в клинику, дистанционно что-то корректировать в его лечении. Но это и сейчас происходит», - отметил он.
По словам эксперта, вопрос допустимости удаленной консультации и постановки диагноза - это вопрос компетентности врача и выполнения им стандартов. Именно ими должна определяться возможность удаленного консультирования, а также постановки диагноза. «Когда медицинский стандарт не предполагает личного контакта между врачом и пациентом и установление диагноза и назначение лечения, постановка диагноза удаленно является возможной. Если медицинский стандарт говорит, что для установления диагноза человека надо потрогать, тогда необходим личный контакт. Вот как это должно быть», – полагает Владимир Гурдус.
По его мнению, депутаты перестраховались. Хотя принципиально законопроект и можно считать неким движением, полностью удовлетворенным принятым вариантом рынок себя не считает. «Депутаты проявляют определенную осторожность и пытаются предотвратить какие-то им одним понятные риски. Я рассчитываю, что либо от этих поправок откажутся, либо через какое-то время к этому закону придется возвращаться», – пояснил он свою позицию.
Вероятней второй вариант развития событий. В окончательном, третьем, чтении законопроект будет принят уже в пятницу, 21 июля. Между тем глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов ясно дал понять, что его и многих депутатов урезанный вариант телемедицины вполне устраивает. «Ответственный доктор 250 раз подумает, прежде чем что-нибудь сказать - и очно, и уж тем более дистанционно», - подчеркнул он.
Врачи-практики тоже удовлетворены принятым документом. «Он открывает двери разумной дистанционной диагностике, без фанатизма и постановок диагнозов заочно. Другими словами - роль врача остается ключевой. Однако дистанционный сбор жалоб и анамнеза, биометрических параметров возможен - и это главное. Будем работать над воплощением в жизнь», - заявил заведующий кафедрой гематологии и гериатрии Института профессионального образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова профессор Павел Воробьев.
Депутаты «Справедливой России» говорят, что проблема закона даже не в том, что он ограничивает возможности врачей и пациентов. По их мнению, телемедицина стала отдельной, самостоятельной и самодостаточной отраслью экономики. В связи с этим они планируют до конца года подготовить альтернативный вариант документа.
«То, что предлагает Минздрав, - это перевод здравоохранения на электронный документооборот. Но это только часть проблемы, это просто смена инструмента, внешней оболочки. Мы считаем, что к вопросу надо подходить шире: раз взялись разрабатывать телемедицину, надо сделать это детально, во всех аспектах и внедрить, чтобы она работала как самостоятельный, самодостаточный механизм», - пояснил порталу Medvestnik.ru первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов.
Закон должен вступить в силу с 2018 года. Но уже задолго до его принятия рынок наводнили сервисы медицинских онлайн-консультаций.
Одной из первых проект по удаленному консультированию в тестовом режиме запустила группа компаний «Доктор рядом». Спустя полгода работы сервиса в среднем врачами клиники проводится от 5 до 12 консультаций день. И хотя пока проект себя не окупает, в компании говорят о стремительном росте интереса к нему со стороны пациентов. «Пока у нас прошло порядка полутора тысяч консультаций. Этого, конечно, недостаточно, чтобы делать какие-то далеко идущие выводы. Радует то, что очень быстро растет вал этих консультаций, от месяца к месяцу рост просто на десятки процентов», - прокомментировал Владимир Гурдус.
Объем рынка телемедицины эксперты оценивают по-разному. Генеральный директор сети «Доктор рядом» Александр Пилипчук назвал РБК цифры от 5 до 18 млрд рублей, которые, по его мнению, могут получить работающие на сегодняшнем неотрегулированном законодательно поле компании. В корпорации «Ростех» рассчитывают, что объем рынка продуктов и услуг для телемедицины составит к 2020 году не менее 22 млрд рублей. В любом случае до США российским провайдерам медицинских услуг еще далеко: там только один из ключевых игроков этой сферы, компания Teladoс, зарабатывает в год больше 100 млн долларов.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.