Репродуктологи выступили против идеи Минздрава запретить суррогатное материнство для иностранцев

03.05.2020
11:00
Минздрав рассматривает возможность введения запрета на услуги суррогатного материнства для иностранных граждан, обращающихся в российские частные клиники, и жестких ограничений на коммерциализацию вспомогательных репродуктивных технологий. По оценкам ведомства, есть необходимость ограничить коммерческий спрос на ВРТ-технологии со стороны иностранных граждан и однополых пар с целью защиты интересов детей, рожденных с их применением.

В Минздрав поступили предложения изменить действующие регламентирующие документы в отношении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) и суррогатного материнства, в том числе запретить частным клиникам предоставлять этот вид медицинской помощи. Как сообщила Российская ассоциация репродукции человека (РАРЧ) на официальном сайте 1 мая, по мнению министерства, из-за отсутствия законодательных ограничений в России сформировался устойчивый рынок коммерческих услуг по применению суррогатного материнства (СМ), подавляющая часть которого приходится на услуги, оказываемые иностранным клиентам и однополым парам.

Заместитель директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава Олег Филиппов 22 апреля обратился в РАРЧ с просьбой предоставить информацию о количестве циклов ВРТ с участием суррогатных матерей, в том числе иностранных граждан, а также обследованиях иностранных граждан на наличие у них показаний к использованию ВРТ и дать аргументированное заключение о целесообразности принятия отдельного закона о суррогатном материнстве. Речь также идет о запрете использования ВРТ в частных медицинских центрах, жестких ограничениях коммерческих циклов и создании национального регистра суррогатных матерей.

«Введение законодательного запрета на лечение бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе с использованием программ суррогатного материнства, в медицинских организациях частной формы собственности, равно как и введение законодательного запрета на ограничение оказания платных медицинских услуг, будет грубым нарушением указанных норм Конституции, действующего гражданского законодательства, а также законодательства в сфере защиты конкуренции и, безусловно, будет являться предметом проверки Федеральной антимонопольной службы, Верховного и Конституционного судов Российской Федерации», — говорится в ответе РАРЧ, подготовленном с участием юристов.

В нем отмечается, что действующее российское законодательство не содержит правовой дефиниции «однополая пара». Таким образом, клиники не могут собирать эту информацию.

РАРЧ против запрета на доступ к использованию вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия иностранным гражданам — как дискриминационного по принципу гражданства. По мнению ассоциации, подобный запрет вступает в противоречие и с позицией правительства о развитии въездного медицинского туризма, и с законодательством в сфере защиты конкуренции.

«Издание отдельного закона, регулирующего оказание медицинской помощи с использованием программы СМ нецелесообразно, но необходима корректировка некоторых положений действующих законодательных актов», – признает президент РАРЧ Владислав Корсак. Ассоциация не поддерживает создание национального реестра суррогатных матерей, так как это не имеет под собой медицинских и каких-либо других оснований и может расцениваться как попытка вмешательства в личную жизнь граждан.

«В нашем ответе Минздраву мы поясняем, что хорошо бы присылать оригиналы и имена и отечества авторов обращений», – заявил «МВ» Корсак. По его словам, это уже второй запрос за месяц, которые министерство направляет ассоциации о применении ВРТ-технологий.

«Такая активность удивительна на фоне эпидемии коронавируса. Нам непонятно, почему так ставится вопрос: вообще запретить частным центрам заниматься этим. В первую очередь это медицинская процедура, которая помогает стать матерью женщинам, которые не могут иметь детей», – подчеркнул эксперт.

Он подтвердил, что РАРЧ может не обладать всей полнотой данных о суррогатном материнстве. Предоставление информации в ежегодный регистр РАРЧ — добровольная процедура для клиник, и до 20% ее, по оценкам ассоциации, не учитывается.

По данным регистра РАРЧ, с 2005 по 2017 годы было выполнено 11 196 программ суррогатного материнства, это составляет 1,4% от всех циклов ВРТ. В 2017 году (более поздние данные не обновлялись) было проведено 1,7 тыс. циклов ВРТ с участием программ суррогатного материнства.

«Частота применения ВРТ с участием суррогатных матерей остается практически неизменной. Этот факт свидетельствует о постоянстве доли больных в общей группе пролеченных с применением ВРТ, которым была показана программа суррогатного материнства», – отмечается в заключении ассоциации. Информации о гражданстве страдающих бесплодием пациентов у клиник нет, так как эти сведения не относятся к оказанию медицинской помощи. Большую часть медицинской помощи с применением ВРТ в Российской Федерации оказывают негосударственные центры ВРТ – ими было выполнено 68,2% всех лечебных циклов.

Госдума в 2017 году рассматривала законопроект об ограничении суррогатного материнства, но отклонила его. В пояснительной записке к документу отмечалось, что Россия относится к числу стран с самым либеральным и наименее проработанным законодательством, регулирующим вопросы СМ. В Австрии, Германии, Норвегии, Швеции, отдельных штатах США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси), Франции суррогатное материнство полностью запрещено, а в ряде других стран действуют жесткие ограничения. В итоге в России суррогатное материнство стало почти не регулируемым государством бизнесом, к которому часто прибегают иностранцы.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.