Национальная Ассоциация медицинских организаций и Российская ассоциация по репродукции человека 17 июля направили обращение (его скан доступен на официальном сайте РАРЧ) премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не допустить принятия закона об использовании всех видов медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) только в государственных учреждениях здравоохранения.
Данные инициативы просто «убьют» коммерческие клиники ВРТ, приведут к ограничению прав и свобод граждан, снизят уровень рождаемости, говорится в тексте письма. Правительство также просят оценить документ на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
Ранее руководитель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил перенести медпомощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в организации, которые входят в государственную или муниципальную системы здравоохранения. Таким образом депутат считает, что будет установлен контроль над применением технологий с использованием суррогатного материнства, регулирование которого до этого было вынесено в отдельный законопроект.
В соответствии с законопроектом Миронова ВРТ смогут воспользоваться только супруги в официально зарегистрированном браке и одинокие женщины, все они должны иметь российское гражданство. Основной мотивировкой к созданию обоих документов указывалась чрезмерная коммерциализация сферы суррогатного материнства, возможные криминальные схемы с участием рожденных детей, а также тот факт, что этими технологиями пользовались пары с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
В РАРЧ ссылаются на то, что около 70% всех случаев лечения бесплодия с использованием ВРТ сейчас приходится на частные центры. К тому же государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, использующие в своей практике методы экстракорпорального оплодотворения, из-за своей малочисленности отсутствуют в отдельных регионах.
«Запрет на оказание медицинской помощи в медицинских организациях частной формы собственности, перенаправление потоков пациентов, в том числе в другие регионы Российской Федерации, безусловно, приведет к ограничению прав и свобод граждан, включая право на выбор врача и медицинской организации, существенно снизит доступность и качество медицинской помощи, гарантированной государством, в разы увеличит время ее ожидания», — говорится в обращении.
По оценкам репродуктологов, все это чревато очередями, закрытием клиник, безработицей среди врачей, падением конкуренции и, соответственно, снижением качества медицинских услуг. Пациенты старшего репродуктивного возраста вообще рискуют остаться без детей, так как ждать в очередях они не могут.
Ваналитическом отчете о доступности процедуры ЭКО, опубликованном в декабре прошлого года, Счетная палата предложила Минздраву включить в территориальную программу госгарантий предельные сроки ожидания специализированной медицинской помощи для нуждающихся в этом виде услуги пациенток. Аудиторы указали на очереди, срок которых может достигать 18 месяцев.
В отчете в марте 2021 года Счетная палата выявила непрозрачность механизма распределения объемов ЭКО между медорганизациями. В документе отмечалось, что формирование нормативов объемов медицинской помощи и соответствующего финансового обеспечения в территориальных программах ОМС осуществляется без учета потребности и особенностей субъектов; требования к срокам ожидания процедуры и ведению листа ожидания не установлены, а сами сроки в различных субъектах варьируют от одного месяца до полутора лет.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.