Исследование показало также, что 20% респондентов считают донорство органов своим долгом, а 16% уверены: в странах, где жители с рождения являются донорами «по умолчанию», уровень донорства более высокий. При этом 65% опрошенных соотечественников еще не приняли решение, как они хотели бы распорядиться этим своим правом.
В России эту сферу регулируют федеральные законы «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и «Об основах охраны здоровья граждан». По показателю числа донорских изъятий страна приблизилась к европейскому уровню, но правовая система далека от совершенства, а необходимого регистра доноров органов, чтобы человек или его родственники могли известить медиков о согласии или несогласии на процедуру посмертного изъятия, в России нет.
Минздрав подготовил законопроект о донорстве и трансплантации органов, который предполагал создание регистра прижизненных волеизъявлений. В 2018 году он проходил согласования, но на рассмотрение Госдумы так и не был внесен.
Способ фиксации прижизненного согласия стать донором после смерти (в паспорте, в правах и т.д.) – вторичен, считает директор Научного центра трансплантологии и искусственных органов им. В.И. Шумакова, главный внештатный специалист Минздрава России по трансплантологии Сергей Готье. По его мнению, самое важное – создать регистр отказов.
Судебная практика в России руководствуется презумпцией согласия на посмертное изъятие органов и тканей. В феврале этого года, например, в Москве суд отказал родственникам молодого человека, погибшего в ДТП, в удовлетворении иска. Они требовали выплатить им около 11 млн руб. за то, что органы изъяли «тайно» – без уведомления семьи погибшего.
В мире существуют две основные юридические формы регулирования процедуры получения согласия на изъятие органов от умерших людей. Одна из них, презумпция согласия, действует в Испании, Италии, Франции, Бельгии, Польше, Сербии и других странах. Презумпция несогласия принята в Германии и Великобритании – она предполагает, что изъятие органов осуществляется при условии, что умерший еще при жизни заявил о своем согласии на донорство.
Исследования STADA Group Health Report показали, что лишь 36% немцев и 38% британцев имеют карту донора. При этом 63% респондентов из Германии и 75% – из Великобритании утверждают, что были бы готовы жертвовать органы, если бы автоматически становились донорами посмертно.
В Испании на 1 млн населения в год приходится 47 доноров органов (данные 2017 года), и страна по этому показателю является мировым лидером. Ее модель донорства органов ВОЗ рекомендует как наиболее эффективную. В стране существует единое законодательство, регулирующее эту сферу медицины, централизованная система получения органов, налажена активная информационно-просветительская работа с населением.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.