В качестве меры по повышению эффективности государственных программ вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) рассматривается возможность введения критериев для допуска профильных медцентров к работе в системе ОМС. Результативность наиболее сильно снижается в клиниках с пороговым значением до 100 циклов в год, сообщила главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью женщин Минздрава, заместитель директора НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. Н.И. Кулакова Наталья Долгушина на конгрессе «Медицина и качество 2022».
В качестве критериев допуска рассматриваются: реализация не менее 100 циклов ВРТ в год; не менее двух занятых должностей эмбриологов и акушеров-гинекологов; наличие лицензии на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) и выполнение услуг по данному профилю в течение не менее двух лет; нулевое количество критических акушерских состояний (КАС) и материнских смертей у пациенток с беременностью, вызванных методами ВРТ из-за недоучета противопоказаний к их использованию; наличие в медорганизации медицинской информационной системы (МИС) с возможностью автоматического трансфера информации в регистр ВРТ ВИМИС «АКиНЕО».
Согласно отчету Федерального фонда ОМС (ФОМС), в 2021 году доля центров, в которых выполняется менее 100 циклов ВРТ, составляла 32,8%. Еще в 17,2% клиник проводилось 100—199 циклов в год.
В качестве критерия эффективности лечения бесплодия с помощью методов ЭКО предлагается также использовать долю пролеченных женщин, у которых произошли роды живым ребенком, сообщила Долгушина. Сейчас, согласно пункту 17 Порядка использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению (Приказ Минздрава России № 803н от 31.07.2020), единственным критерием эффективности лечения бесплодия с использованием программы ЭКО служит доля (процент) от пролеченных женщин, у которых беременность подтверждена с помощью УЗИ.
Выводы об ужесточении допуска к госпрограммам были сделаны экспертами после анализа эффективности программ ВРТ в зависимости от количества циклов. Выборка бралась из данных ФОМС за 2021 год. Всего в системе ОМС было выполнено 86 974 цикла ЭКО (ВРТ). Число родов на число начатых циклов ВРТ составляло 18,9%, на циклы с переносом эмбрионов — 21,5%. В статистике использованы данные 256 центров государственной и частной форм собственности (без федеральных организаций).
В регистре Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ) эффективность программ лечения бесплодия методами ВРТ несколько выше, чем в отчетах ФОМС, сообщила Долгушина. Она уточнила, что РАРЧ может собирать не всю информацию, а подача отчетов в регистр происходит добровольно — в 2020 году их предоставляли от 30 до 80% клиник в зависимости от федерального округа.
Отдельного анализа, по словам Долгушиной, требует проблема осложнений и критических акушерских состояний у женщин, пролеченных от бесплодия с помощью ВРТ. Пациенткам нередко подсаживают два или три эмбриона с целью повысить вероятность наступления беременности. Но при этом выше и акушерские риски.
В 2022 году частота наступления критических акушерских состояний у пациенток после инициации беременности методами ЭКО (ВРТ), по данным из регистра КАС ВИМИС «АКиНЕО», составляла 4%, частота материнской смертности — 4,5%. Правда, уточняется, что существенный вклад в показатели могли вносить объективные факторы: поздний репродуктивный возраст (55%), соматическая отягощенность, недоучет противопоказаний к ВРТ (60%), многоплодные беременности (25%). Доля преждевременных родов была наибольшей (выше на 8,4%) в центрах, где проводилось меньше 100 циклов ВРТ в год.
В прошлом году Национальная ассоциация медицинских организаций и РАРЧ направляли обращение премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не допустить принятия закона об использовании всех видов медицинской помощи с использованием ВРТ только в госклиниках. Правительство просили оценить документ на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.