«Это даже не отписка. Это песня о том, как все прекрасно и активно, как расцветает на российских просторах цифровое здравоохранение. Про Е.Л. Бойко и Т.В. Зарубину там нет и слова, как будто в письме они и не упоминались. В этой песне нет ответа по существу ни по одному из конкретных пунктов нашей озабоченности состоянием дел в цифровизации российского здравоохранения, ни по одной из наших конкретных рекомендаций», – комментирует ответ Минздрава Михаил Эльянов.
Напомним: в открытом письме содержалось требование отправить в отставку ответственных за цифровое здравоохранение лиц – директора Департамента информационных технологий и связи Минздрава России Елену Бойко и главного внештатного специалиста по внедрению современных информационных систем в здравоохранении, замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Татьяну Зарубину. Кроме того, министра просили возобновить работу Экспертного совета Минздрава по ИКТ; создать независимый общественный экспертный совет по цифровому здравоохранению; разработать перечень первоочередных документов (нормативных и методических) для перехода к цифровому здравоохранению и программу первоочередных задач; создать систему стандартизации и интероперабельности МИС.
Один конкретный комментарий, по словам Михаила Эльянова, в ответе Минздрава на открытое письмо АРМИТ все же есть. Он касается Экспертного совета: «Вопросы создания единого цифрового контура в сфере здравоохранения носят комплексный, межведомственный характер и затрагивают интересы широкого круга субъектов… Однако текущий состав Экспертного совета включает в себя ограниченное количество представителей экспертного сообщества. В этой связи общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов и методических документов проводится на площадках Совета Федерации… и других открытых площадках».
Михаил Эльянов замечает на это, что совет включает около 30 человек, утвержденных приказом Минздрава: «Если их компетентности недостаточно, то их можно переназначить. Если Минздрав считает, что им же созданный Экспертный совет вообще не нужен, видимо, следует официально ликвидировать его». Эксперт отмечает: несмотря на многочисленность обсуждений (за последний год на разных уровнях их было больше 40), есть принципиальная разница между просто обсуждающими и теми, кто занимается этим профессионально, систематически, с четко сформулированными заключениями, которые официально должны передаваться руководству Минздрава. Какова судьба заключений, сделанных советом, неизвестно, сетует он.
Еще один фрагмент письма Минздрава: «По вопросу неудовлетворенности работой ЕГИСЗ со стороны медицинских работников полагаем необходимым отметить, что медицинские работники работают в МИС медицинских организаций, посредством которых обеспечивается информационное взаимодействие с ЕГИСЗ. Таким образом, вывод об отрицательной оценке медицинских работников работой ЕГИСЗ свидетельствует о том, что они не удовлетворены работой эксплуатируемых МИС».
«Если учесть, что только 10% врачей одобряют ЕГИСЗ (о чем написано в письме министру), то, следовательно, подавляющее большинство разработчиков МИС, используемых в ЕГИСЗ, – двоечники и троечники», – считает Михаил Эльянов.
При этом выводы, сделанные АРМИТ, Минздрав не признает несостоятельными, замечает Михаил Эльянов: «От наших предложений отказываются? Нет. Ну, пустим на ветер еще несколько десятков или сотен миллиардов – не проблема. Ну, упустим еще несколько лет – не беда. Все – при деле!»
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.