В заявлении содержится требование к Минздраву отправить в отставку ответственных за развитие цифрового здравоохранения лиц – директора Департамента информационных технологий и связи Минздрава России Елену Бойко и главного внештатного специалиста по внедрению современных информационных систем в здравоохранении Минздрава, замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Татьяну Зарубину.
«Это слишком эмоциональное высказывание, – охарактеризовал слова коллеги Герман Клименко. – Мне пришлось заниматься телемедициной 3,5 года в ранге советника Президента России. И у меня тоже бывали эмоциональные высказывания. Были времена, когда мы с Минздравом ругались, и времена, когда жили душа в душу. Вообще, Минздрав – это очень тяжелая история, по моему опыту. Имел дело с разными министерствами и ведомствами, пришел к выводу, что самые тяжелые – это Минздрав и Минобр. Они очень консервативны, с остальными легче. Письмо Эльянова – это заявление такого «юного интернетчика»: дайте мне людей, мы все быстренько автоматизируем. Мы приходили примерно с таким же пацанским настроем, думая, что мы все сделаем, что нам мешает Минздрав. А в конце выяснили, что не Минздрав является тормозом, а целый комплекс проблем, включая врачей, у которых разная позиция по поводу цифровизации. Надо понимать, что ни Бойко, ни Зарубина не являются персонифицированным злом – есть система».
По признанию эксперта, осознание специфики работы Минздрава пришло к нему не сразу: «Требуется, чтобы государство в данный момент обслуживало все 140 миллионов населения, пусть даже плохо, но люди должны получать какие-то услуги. Я очень долго это принимал… Например, что прямо сейчас сезон гриппа, и основная задача Минздрава – обеспечить, чтобы смертность от гриппа была меньше. И в этом плане мы для себя приняли, что, конечно, наша задача очень важная, но важно понимать, что и у Минздрава есть проблемы, и нужно как-то встраиваться. Вот тогда у нас все более-менее выстроилось».
Причины фактического закрытия Экспертного совета Минздрава по использованию ИКТ в здравоохранении, на что сетует Михаил Эльянов, Герман Клименко склонен объяснять естественными причинами: «Мне кажется, что это личная обида, возможно, даже по делу. Если бы от этого совета зависело внедрение телемедицины, я бы поддержал его протест по этому поводу. Но, может быть, экспертный совет оказался не нужен. Вот у меня был Институт развития интернета, потом поменялось направление. Потом я был советником Президента России, и ко мне имелась масса претензий, требовали поменять меня на более молодого советника».
Претензии к Минздраву всегда есть, считает Герман Клименко. «Государственная служба вообще достаточно тяжела, такие люди находятся на линии огня. Но эмоциональный фон приводит к страстям. Надо договариваться, а не ругаться», – уверен он.
Своим мнением по поводу заявления АРМИТ с Medvestnik.ru поделился также заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин. «Это тема, которую с наскока не решить, – отметил депутат. – Наверное, у Михаила Эльянова есть своя мотивация для подобных заявлений. Может, стоило собрать круглый стол совместно со специалистами, причем не только в сфере ИТ, и всесторонне обсудить назревшие вопросы. Нужно разобраться в ситуации и сделать так, как важно и необходимо для развития отрасли. Уверен, никто из экспертов не заинтересован в том, чтобы цифровизация здравоохранения отставала. Особенно с учетом задач, поставленных руководством страны, делается акцент на развитии цифровой экономики. От темы нам не уйти, ее нужно обсуждать».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.