Минздрав срывал достижение целевого показателя по сокращению числа россиян, умерших от инфаркта миокарда, каждый год с 2019-го по 2022-й (данных за 2023 год пока нет), следует из анализа документов по нацпроекту «Здравоохранение». «МВ» сравнил показатели федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» на сайте министерства и актуальные данные Росстата (сборник «Здравоохранение в России» за 2023 год).
По итогам 2022 года от инфаркта миокарда умерли 34,2 человека на 100 тыс. населения, следует из официальной статистики. При этом федеральным проектом ставилась цель по снижению одного из основных показателей на этот период до 33 умерших на 100 тыс. населения.
Страница федерального проекта на сайте Минздрава в последний раз обновлялась 4 апреля 2023 года. По плану правительства число россиян, умерших от инфаркта миокарда, должно снизиться в 2024 году до 30,6 человека на 100 тыс. населения.
Исходя из фактических результатов целевые показатели по снижению смертности от инфаркта миокарда не были исполнены ни в 2021 году (фактические 38,3 умерших против 34,4 целевых на 100 тыс. населения), ни в 2020-м (39,7 против 35,7), ни в 2019-м (37,3 против 37,1). «МВ» направил запрос в Минздрав с просьбой пояснить, с чем связано такое отставание, на момент публикации ответа не получено.
Всего в 2022 году от инфаркта миокарда в России умерло 50,2 тыс. человек. В 2021 году число умерших составляло 55,8 тыс., а в 2020-м — 58,1 тыс. Максимальные показатели смертности от инфаркта миокарда зафиксированы в 2010 году — 67,4 тыс., что составляло 47,2 человека на 100 тыс. населения. |
Итоговых данных по второму основному показателю федерального проекта — смертность от острого нарушения мозгового кровообращения — в открытом доступе нет. На ЕМИСС (Единой межведомственной информационно-статистической системе) указано, что «ведомство временно приостановило доступ к показателю».
Директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович пояснила «МВ», что отставание показателей от целевых может говорить о том, что не все факторы влияния на инфаркт миокарда учтены, и не со всеми из них ведется работа. «Яркий пример — фибрилляция предсердий (ФП), увеличивающая вероятность смерти от инфаркта. Только с этого года на ФП стали обращать более пристальное внимание. Но нужно активнее заниматься ранним выявлением и применять эффективные методы борьбы, включая операционные», — пояснила Попович.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Юрий Жулёв считает, что несмотря на достижение значительных результатов в снижении смертности от инфаркта миокарда, негативное влияние на общую статистику по-прежнему оказывают постковидные осложнения у пациентов, перенесших COVID-19 даже в легкой форме. «По сути, после пандемии весь спектр сердечно-сосудистых заболеваний попал в группу повышенного риска, поэтому есть все основания для более серьезного отношения государства и врачебного сообщества к здоровью перенесших коронавирусную инфекцию», – считает он.
Минздрав постоянно корректирует целевые показатели федеральных проектов по здравоохранению, когда становится очевидно, что поставленных целей достичь не удается (например, в конце ноября 2022 года ведомство снизило плановый показатель охвата населения профосмотрами в 1,5 раза, с 53,5 до 35,6%. Председатель Госдумы Вячеслав Володин тогда указывал на недопустимость такой практики. Смену целевых показателей федеральных проектов, по его мнению, надо обосновывать и публично признавать, что не справились с задачей.
«МВ» ориентировался на целевые показатели паспортов федеральных проектов, которые опубликованы на сайте Минздрава в разделе, посвященном национальным проектам. Соответствующий раздел на сайте Минздрава в последний раз обновлялся 2 октября 2023 года. Ведомство перестало публиковать итоги реализации нацпроекта «Здравоохранение» после I квартала 2022 года. Куратор нацпроекта «Здравоохранение» — вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель — министр здравоохранения Михаил Мурашко. Федеральные проекты по сердечно-сосудистым заболеваниям и онкологии курирует заместитель министра Евгений Камкин. |
Кроме того, Минздрав, вероятно, изменил целевое значение по одному из основных показателей федпроекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» — доле злокачественных новообразований, выявленных на I—II стадиях. На конец декабря 2022 года показатель составил 59,3% при целевом значении 59,6%, то есть немного не дотянул до плана. Впрочем, Минздрав на сайте использует уже иной целевой показатель — 57,9% — и заявляет на этом основании об успешном выполнении годовой цели.
Вместе с тем Минздрав смог достичь целевого значения по трем другим основным показателям онкологического федпроекта:
Масштабное изменение целевых показателей по снижению смертности в России произошло также в 2020 году. Тогда Минздрав объяснил необходимость корректировки планов пандемией COVID-19.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.