Клиникам предложили пройти платный тест на лояльность

07.09.2017
00:00
Лига защитников пациентов объявила о создании открытого чек-листа клиник, лояльных к пациентам. Деятельность медучреждений - претендентов на этот статус будут оценивать по четырем критериям: доброжелательность, законность, этичность и профессионализм.

В списке требований к участникам программы сказано, что медицинские учреждения обязаны обучать персонал доброжелательному общению с пациентом и умению гасить конфликты, информировать граждан об их правах и обязанностях до начала оказания помощи, желательно в форме приложения к договору или его части, следить за соблюдением медработниками этического кодекса.  

Ряд положений касаются прав пациента на бесплатную помощь. Например, медицинская организация обязана применять алгоритм информирования пациента о состоянии его здоровья, альтернативах, рисках, прогнозах и в зависимости от его запроса, а не по представлению врача. Также клиника должна убедиться, что пациент не находится в положении, которое может быть признано кабальным, о чем требуется сделать соответствующую запись в договоре.

«Читаю договор в ФГБУ. Пациент должен заплатить, а исполнитель сам определяет виды и объем услуг, то есть он определяет, сколько и за что человек должен будет платить. Чтоб я так жил. Какая уж тут лояльность, пациента тут просто нет. Это не договор, а кабальная сделка со всеми вытекающими», - прокомментировал инициативу порталу Medvestnik.ru президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

В отношении аптек оговаривается, что аптечная организация не должна навязывать товар, то есть предлагать то, о чем покупатель не спрашивал, предлагать препарат в рамках международного непатентованного наименования, начиная с наиболее низкой цены, и не отпускать лекарства рецептурного отпуска без рецепта.

Выявлять нарушителей планируется в ходе выборочных проверок, с помощью «тайных покупателей» и «тайных пациентов».   

Проект носит коммерческий характер. Стоимость участия в программе для медорганизаций на лицензию, стоматологических клиник свыше 15 кресел составит 270 тысяч рублей, для небольших узкопрофильных центров, стомклиник и аптек - 90 тысяч. Для сетевых организаций цены не озвучивают. Предположительно, основной интерес на первых порах проект вызовет у частных медучреждений.

«Уже есть интерес к проекту со стороны частных клиник. Но потом за ними придут и государственные. В  том, что участие платное, ничего страшного тоже нет. Ведь, если руководитель платит, он потом и со своих сотрудников тоже требует, то есть для бизнеса это такой инструмент по достижению результата», - говорит Александр Саверский.

Реально ли повысить качество оказания медпомощи таким образом?

Однако некоторые представители крупных сетевых клиник скептически отнеслись к проекту. «Такая программа не несет никакой качественной нагрузки для клиники. Непонятно, по каким критериям они станут выяснять эту самую лояльность, по каким критериям это подтверждать и что делать, если эти критерии не будут выполнены. Планируется "отстающую" клинику  дополнительно обучать или просто констатировать, что она нелояльна к пациентам. В общем, есть ряд очень сомнительных с точки зрения этики моментов», - считает медицинский директор и главный врач сети клиник «Семейная» Павел Бранд.

По его словам, любая попытка объективно оценить медицинское учреждение, а тем более с точки зрения качества оказываемой медпомощи, в принципе обречена на провал. Это связано с тем, что объективной системы критериев оценки клиники или врачей в мире до сих пор нет. Общепризнанные стандарты качества JCI и ISO не учитывают специфику медицинской деятельности.  

«В подавляющем большинстве случаев оценить достоверно качество медпомощи не представляется возможным. Например, количество врачебных ошибок - в России их не фиксируют реально. Количество правильных диагнозов может рассматриваться как критерий, но, поди проверь, правильно он поставлен или неправильно. Количество жалоб тоже необъективно. Процент жалоб - тоже сомнительная история. Пациенты вообще не способны оценить квалификацию врача, только сервис», - резюмировал Павел Бранд

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.