Независимая оценка качества медицинской помощи осуществляется с 2015 года согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики». Работа ведется по двум направлениям. Первое – анкетирование: пациенты заполняют анкеты в ЛПУ либо онлайн на сайте Минздрава РФ, Минздрава региона или медучреждения. Второе – выездная работа: с проверками в медучреждения приходит комиссия Общественного совета по независимой оценке качества.
«Мы изучили итоги анкетирования, которое проводилось в рамках оценки качества, и пришли к выводу, что она проводится формально, заключения и рекомендации пишутся под копирку, - поясняет координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества», директор Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков. – Имеет место конфликт интересов, когда в общественный совет, который осуществляет оценку, входят представители учреждения, которое подлежит этой самой оценке. На бумаге мы имеем высокий рейтинг ЛПУ, тогда как факты свидетельствуют об обратном. Взять хотя бы случай в Уфе, когда пациентке с загипсованной ногой пришлось подниматься в рентген-кабинет на 2-м этаже ползком по лестнице, потому что лифт в поликлинике не работал».
Президент страны согласился с доводами доклада и предложениями ОНФ. Фронту поручено сформировать систему обратной связи, диалог между властью и гражданами и, самое главное, четко контролировать исправление недостатков, которые будут вскрыты в ходе онлайн-опросов. Итогом станет формирование «дорожной карты» по совершенствованию системы независимой оценки деятельности организаций, а также формирование реестра лучших управленческих практик в социальной сфере.
Активисты ОНФ уже побывали в 10 регионах страны с презентациями своего проекта. В каждой территории они посещали медицинские организации, чтобы составить собственный чек-лист недостатков. И оказалось, что проблемы во всех учреждениях здравоохранения практически одни и те же: очереди, сложности при записи на прием к врачу, необходимость оплачивать расходные материалы в процессе лечения и обследований.
«В Вологде в детской поликлинике мамы были вынуждены бросать детские коляски у входа, прямо под проливным дождем, - говорит Виктор Рожков. – Мы обратили внимание администрации на это обстоятельство. И вскоре в местах “парковки” колясок появились козырьки. Вроде бы мелочь, но из таких мелочей и складывается удовлетворенность граждан. В ростовской поликлинике №16 два терминала, установленные в фойе для записи на прием к врачам, в момент нашего визита не функционировали ввиду отсутствия связи с интернетом. Явление это временное, но случающееся регулярно. А ведь проблема решается элементарно – надо просто сменить провайдера. Мы хотели еще заехать в ЦГБ шахтерского города Гуково, но у нас не получилось. Ситуация в этом учреждении не просто удручающая, она катастрофическая. Только за последние полтора года контрольные органы выявили там 15 нарушений, а в апреле решением суда одно из отделений было закрыто на 90 дней из-за несоблюдения санитарно-технических условий. И при этом в 2015 году по результатам опросов больница имела твердую «четверку»».
Представители общественных советов и минздравы регионов согласны с тем, что их оценка не отражает полноту картины во многом потому, что люди не хотят участвовать в опросах.
«При проведении анкетирования для получения независимой оценки мы столкнулись с низкой активностью пациентов, - рассказывает заместитель министр здравоохранения Ростовской области Станислав Беседовский. – Министерство подготовило письмо руководителям ЛПУ с рекомендациями по информированию населения о возможности участия в онлайн-голосовании. Мы советуем размещать на информационных стендах и мониторах пошаговую инструкцию по поиску и заполнению электронных анкет в сети интернет, публиковать адрес сайта организации и приглашение участвовать в анкетировании на бланках выписных эпикризов, направлений, создавать зоны Wi-Fi, чтобы привлечь молодежь».
«Пациент должен видеть быстрый отклик, - считает председатель Ростовского областного диабетического общества Михаил Галичаев. – А если он не верит, что от анкетирования что-то изменится в лучшую сторону, то к участию в опросе тоже относится формально».
Но обеспечить какой бы то ни было отклик анкеты Минздрава не могут в принципе. И дело вовсе не в пациентах, а в методологии.
«Сами по себе отдельные вопросы правильны и составлены грамотно, однако они не объединены общей концептуальной платформой, - убежден кандидат социологических наук, старший преподаватель, докторант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Никита Вялых, который проанализировал содержание анкет по просьбе портала Medvestnik.ru. - Многие термины, скорее всего, будут непонятны респондентам, например, способ оплаты медицинской помощи (ОМС, ДМС), режим стационара и т.п. Не совсем ясно функциональное значение отдельных вопросов (например, «оставляли ли вы комментарий о качестве обслуживания в медорганизации и о медработниках этой организации в соцсетях?»). Практически все вопросы по содержанию альтернативны: вы можете ответить или «да», или «нет». Подобный формат загоняет опрашиваемых в узкие рамки, что сводит к нулю научную и практическую ценность опроса. Ряд вопросов вообще стоило бы развернуть в отдельное социологическое исследование, так как на уровне «да/нет» нереально понять, в какой точке находится здравоохранение и отдельные медицинские организации, что конкретно необходимо корректировать и перенастраивать, и необходимо ли это вообще делать».
По словам Никиты Вялых, анкета ОНФ, безусловно, качественнее и сработает лучше. Ее достоинство в том, что есть возможность оставить комментарий, а шкала потенциальных недостатков медицинской организации разработана исчерпывающе. «Но на вопросы, в которых предлагается что-либо оценить по 5-балльной шкале, я бы ставку не делал, - признает эксперт. – Они, скорее, носят характер контрольных вопросов и какого-то четкого представления (независимо от объекта исследования) не предлагают. К примеру, 60% опрошенных отметят напротив удовлетворенности качеством услуг 3 балла, 20% - 4 балла, 10% - 5 баллов и еще 10% - 1 балл. Каким образом интерпретировать эти данные? Стакан наполовину пуст или наполовину полон? А ряд понятий нуждаются в дополнительной интерпретации и «развертывании». Так, доступность медпомощи имеет минимум три измерения: финансовое (частота, возможность и готовность соплатежей), организационное (удобство расположения ЛПУ, наличие кадров, возможность записи), социокультурное (та самая «химия» человеческих/партнерских отношений в системе «медперсонал-пациент»: наблюдаемое отношение врачей, внимательность, вежливость, ясность рекомендаций)».
От погони за высокими показателями удовлетворенности предостерегает и министр здравоохранения Северной Осетии – Алания Михаил Ратманов. «Система здравоохранения – одна из тех отраслей, которые очень болезненно оценивает население, - считает он. - И даже в странах, где с финансированием все в порядке, таких как Швейцария, Швеция, удовлетворенность населения здравоохранением составляет порядка 60%. И ставить сегодня вопрос таким образом, что все население должно сказать, что оно удовлетворено медицинской помощью, - это утопия».
Остается добавить, что с будущего года в стране заработает институт страховых поверенных 3 уровня - специалистов, которые будут проводить экспертизу качества оказанной медицинской помощи. Они станут еще одним механизмом защиты прав граждан в сфере охраны здоровья и еще одним инструментом независимой оценки качества учреждений здравоохранения.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.