Этой новостью поделился доцент кафедры факультетской терапии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Антон Родионов. Он отмечает, что ему не жалко 500 рублей, но прием оплаты через сайт не работает (с разных компьютеров) и нужно идти в банк. «Интересно, если мне понадобятся гайды гастроэнтерологов, ревматологов, нефрологов и т.д., мне тоже нужно будет вступать в соответствующие общества?», - задается он вопросом. Это удивление разделяют и другие врачи.
В пресс-службе Российского кардиологического научно-производственного комплекса Минздрава России порталу Medvestnik.ru сказали, что комментировать ничего не будут: «Если в Российском кардиологическом обществе решили так сделать, значит, следовали требованиям Минздрава».
Мы поинтересовались у исполнительного директора, члена правления Общества клинической онкологии Ильи Тимофеева, как обстоят дела с доступом к клиническим рекомендациям у онкологов. «Никаких распоряжений из Минздрава относительно ограничения доступа наших специалистов к КР не поступало. Наши клинические рекомендации в электронном виде находятся в открытом доступе на сайте rosoncoweb.ru. Печатную версию мы раздаем на онкологических конгрессах. Членства или каких-либо других условий для получения электронной или печатной версии не требуется. Таковы нормы всех медицинских сообществ в мире», - заверил Илья Тимофеев.
Ответственный секретарь Стоматологической ассоциации России Андрей Опарко тоже удивлен решением коллег из РКО. «Дело в том, что есть распоряжение Минздрава о создании электронного рубрикатора клинических рекомендаций. По задумке министерства, к ним должны иметь доступ не только представители врачебного сообщества, но и пациенты, которые интересуются алгоритмом лечения. Делать КР только для самих себя – это неправильно. А если что-то не так сделали? Если рекомендации необходимо будет где-то продемонстрировать и показать, что врач им следовал? А если эксперты проверяют их выполнение, им не предоставят КР, потому что они не уплатили 500 рублей за членство?».
Андрей Опарко отметил, что разработка КР – огромный труд, и Минздрав должен финансировать эту работу, а не сваливать все на общественные организации. «За все надо платить - мы это прекрасно понимаем, - сказал он. - Есть, конечно, люди, которые помогают нам, и абсолютно бескорыстно. Но мы же понимаем, что второй раз просить человека что-то сделать бесплатно совесть надо иметь». Он при этом подчеркнул, что не считает, что причины решения Российского кардиологического общества носят материальный характер: «Дело, конечно, не в 500 рублях. Наверное, были какие-то другие причины, например, желание активизировать членов общества. Профессиональные общества и ассоциации располагают самостоятельностью и могут принимать подобные решения внутри самой организации. Если в их уставе прописано условие, что информацией могут пользоваться только члены общества, то они имеют право на это».
Что касается Стоматологической ассоциации России, она размещает КР в свободном доступе и приглашает всех желающих участвовать в их разработке. «Правда, желающих участвовать мало, все только критикуют, - замечает Андрей Опарко. - Общественные организации слушают только критику со всех сторон. Но если критикуешь, то что-то предложи взамен, пустая критика никому не нужна. Критиканов много, а никто не желает помогать».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.