Гузель Улумбекова: медпомощь для населения в 2017 году доступнее не станет

22.11.2016
00:00
Бесплатная медицинская помощь для населения не станет доступнее. К такому выводу пришли аналитики Высшей школы организации и управления здравоохранением.

Ректор ВШОУЗ Гузель Улумбекова подготовила экспертное заключение на бюджет здравоохранения 2017 года. Были проанализированы законопроекты «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», а также сопутствующие документы, вносимые в Госдуму; данные Минздрава России и др.

Согласно экспертному заключению, общие государственные расходы на здравоохранение в 2017 году (бюджет ФОМС, федеральный и консолидированные бюджеты субъектов РФ) предусмотрены в сумме 3 035,4 млрд руб., что на 183 млрд руб. (на 6,4%) больше, чем было запланировано на 2016 год (2 852,7 млрд руб.). Но с учетом инфляции (4% в 2017 году), то есть в сопоставимых ценах, эти расходы вырастут только на 2,1%, а по сравнению с 2013 годом сократятся на 8,6%. Расходы федерального бюджета составят 13% (378 млрд руб.) от общих государственных расходов на здравоохранение, расходы ФОМС – 57% (1 735 млрд руб.), расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ – 30% (919,8 млрд руб.).

Рост государственных расходов на здравоохранение предусмотрен преимущественно за счет средств бюджета ФОМС. В 2017 году он составит 1735 млрд руб., что на 140 млрд руб. (на 8,8%) больше, чем в 2016 году (1595 млрд руб.). В реальных ценах расходы ФОМС в 2017 году будут только на 4,4% выше, чем в 2016 году, а по сравнению с 2015 годом останутся на том же уровне.

Эксперт указывает, что при оценке объемов увеличения финансирования бюджета ФОМС в 2017 году необходимо учитывать дополнительные расходы. Среди них дефицит финансирования территориальных (базовых) программ ОМС за 2016 год. Далее - средства на повышение оплаты труда медицинских работников в соответствии с указом Президента РФ № 597 от 12 мая 2012 г., а также расходы на оказание четырех видов ВМП, дополнительно включенных в базовую программу ОМС с 2017 года. Например, в 2015 году, по данным Счетной палаты РФ, дефицит бюджета ФОМС составил 65 млрд руб., по дефициту территориальных программ ОМС официальных данных нет. Для справки: в 2014 году общий дефицит реализации территориальных программ государственных гарантий (финансируемых из средств бюджетов регионов и ОМС) составил 119 млрд руб., в 2015 году – 132 млрд руб. Дефицит реализации территориальных программ государственных гарантий означает, что на сумму дефицита гражданам не оказана бесплатная медицинская помощь. Объем средств, необходимый для повышения оплаты труда медработников в 2017 году, оценивается самим ФОМС в объеме 70,7 млрд руб. (пояснительная записка к проекту бюджета ФОМС от 30 сентября 2016 г.). Расходы на оказание четырех дополнительных видов ВМП не представлены. Таким образом, может оказаться, что  реальные расходы ФОМС сократятся в 2017 году по сравнению с 2016 годом.

Расходы федерального бюджета в 2017 году по сравнению с 2016 годом вырастут только на 2% в текущих ценах, в реальных ценах сократятся на 2,3%, а по сравнению с 2013 годом - на 41% в реальных ценах. Следует учесть, что при сравнении расходов федерального бюджета в период 2013-2017 гг. их необходимо приводить в сопоставимые значения с учетом включения или исключения расходов на ВМП.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2017 году сохранятся в реальных ценах практически на уровне 2016 года. Однако в регионах ежегодно складывается дефицит финансирования территориальных программ, финансируемых за счет средств этих бюджетов. Например, в 2015 году, по данным Счетной палаты, этот дефицит составил 127 млрд руб. Соответственно на эту сумму населению не оказана медицинская помощь. Покрытие дефицита за 2016 год необходимо дополнительно учитывать в расходах 2017 года.

Исходя из приведенных цифр, Гузель Улумбекова делает вывод: в 2017 году доступность для населения бесплатной медицинской помощи, которая напрямую определяется расходами бюджетной системы, не вырастет по сравнению с 2016 годом, а по сравнению с 2013 годом сократится на 9%.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.