Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями» направлен на закрепление принципа бесплатности для граждан любого вида медицинской помощи.
«При обсуждении меня эмоционально спрашивали, неужели я хочу поменять существующую систему?! В ответ я спокойно отвечал, что если ничего не менять, то ситуация продолжит ухудшаться, а значит, здоровье граждан окажется под еще больше угрозой. Ситуация с медициной у нас не улучшается, хотя виноваты в этом не врачи, а бюрократия и страховщики. Суть законопроекта – чтобы все медицинские услуги для всех категорий населения в государственных и муниципальных медицинских учреждениях были бесплатны. Конечно, мы считаем, что нужно увеличивать финансирование государственного здравоохранения в два-три раза. Как только это произойдет, необходимость осуществлять платные услуги уйдет сама собой», – пояснил инициативу один из разработчиков документа первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов.
В первый раз законопроект был внесен в Госдуму в 2016 г. Профильный комитет тогда дал на него отрицательное заключение. Такое же решение вынесли Правительство РФ и Счетная палата. Как сказано в обосновании комитета, законопроектом не определены виды медицинской помощи, которые войдут в дополнительные программы ОМС, не указаны источники и порядок исполнения новых видов обязательств.
В настоящее время практически все страховые медицинские организации относятся к частной форме собственности. Реализация законопроекта не только ликвидирует конкуренцию между ними, но и потребует дополнительных бюджетных расходов на приобретение акций или долей в уставном капитале существующих страховых компаний.
На обсуждении законопроекта член Комитета Госдумы по охране здоровья Борис Менделевич отметил, что ОМС наполняется за счет страховых взносов, и переход на бюджетное субсидирование меняет принцип самой системы медицинского страхования – придется создавать реестры дополнительных страховых программ, а от передачи страховых компаний в руки государства может пострадать бизнес и работающий в этой сфере иностранный капитал.
«Если мы по тому или иному направлению дозреваем до гипотезы смены существующего порядка, то это ответственное решение. В моем понимании ему должны предшествовать огромная аналитическая работа, экспертные мнения. Но имеем ли мы право на такие исторические опыты? Я прекрасно помню, как 25 лет назад появилось ОМС и как мы, хирурги, на это реагировали – конечно, мы ее не понимали. Прошло 25 лет – и что? Сейчас надо опять вернуться в ту же точку исторического бытия», – высказался глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.
В 2018 г. за наведение порядка в сфере платных услуг в государственных ЛПУ высказалась вице-премьер правительства Татьяна Голикова. Однако речь шла не о полном запрете, а скорее о конкретизации программ госгарантий, чтобы люди знали, какие медицинские услуги им должны предоставляться по полису ОМС.
В ноябре 2018 г. ОНФ совместно с фондом «Здоровье» провел опрос медицинских работников относительно уровня платных услуг в учреждениях, в котором приняли участие 4 тыс. человек (из них 3446 – врачи). Большинство опрошенных (58%) сообщили об увеличении доли платной медицины в государственных медучреждениях в 2018 г. Это на четыре процентных пункта меньше по сравнению с 2017 г. О том, что роста платных услуг не наблюдается, сказали 7% респондентов. Оставшиеся 35% не заметили изменений.
Многие из опрошенных обратили также внимание на несоблюдение сроков ожидания диагностических исследований, утвержденных программой госгарантий. Больше половины опрошенных (53%) сказали, что это касается рентгенологических, включая маммографию, функциональных исследований и УЗИ. О длительном ожидании получения КТ, МРТ и ангиографии сообщили 59%.
«Связано это с тем, что не все виды медицинской помощи включены в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Так же оказываются сервисные услуги. Существующий уровень государственного финансирования здравоохранения (бюджет + ОМС) крайне недостаточен и составляет всего 3,2–3,4% ВВП, тогда как в экономически развитых странах он не ниже 8% ВВП. Даже в США общественное финансирование составляет почти половину от 17% ВВП, расходуемых на здравоохранение. Если наше государство готово дополнительно профинансировать здравоохранение на 600 млрд рублей, это позволит минимизировать оказание платных медицинских услуг»,– пояснил ситуацию с платными услугами в госучреждениях руководитель аппарата Национальной медицинской палаты РФ Владимир Семенов.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.