Госдума вновь обсуждает возможность запрета платных медуслуг в госучреждениях

07.02.2019
00:00
Комитет Госдумы по охране здоровья не поддержал внесенный группой депутатов от «Справедливой России» законопроект, запрещающий оказание платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Такое решение принято на заседании комитета 6 февраля 2019 г. Законопроект касается также ограничения полномочий компаний, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан, в уставном капитале которых не участвует государство.

Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями» направлен на закрепление принципа бесплатности для граждан любого вида медицинской помощи.

«При обсуждении меня эмоционально спрашивали, неужели я хочу поменять существующую систему?! В ответ я спокойно отвечал, что если ничего не менять, то ситуация продолжит ухудшаться, а значит, здоровье граждан окажется под еще больше угрозой. Ситуация с медициной у нас не улучшается, хотя виноваты в этом не врачи, а бюрократия и страховщики. Суть законопроекта – чтобы все медицинские услуги для всех категорий населения в государственных и муниципальных медицинских учреждениях были бесплатны. Конечно, мы считаем, что нужно увеличивать финансирование государственного здравоохранения в два-три раза. Как только это произойдет, необходимость осуществлять платные услуги уйдет сама собой», – пояснил инициативу один из разработчиков документа первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов.

В первый раз законопроект был внесен в Госдуму в 2016 г. Профильный комитет тогда дал на него отрицательное заключение. Такое же решение вынесли Правительство РФ и Счетная палата. Как сказано в обосновании комитета, законопроектом не определены виды медицинской помощи, которые войдут в дополнительные программы ОМС, не указаны источники и порядок исполнения новых видов обязательств.

В настоящее время практически все страховые медицинские организации относятся к частной форме собственности. Реализация законопроекта не только ликвидирует конкуренцию между ними, но и потребует дополнительных бюджетных расходов на приобретение акций или долей в уставном капитале существующих страховых компаний.

На обсуждении законопроекта член Комитета Госдумы по охране здоровья Борис Менделевич отметил, что ОМС наполняется за счет страховых взносов, и переход на бюджетное субсидирование меняет принцип самой системы медицинского страхования – придется создавать реестры дополнительных страховых программ, а от передачи страховых компаний в руки государства может пострадать бизнес и работающий в этой сфере иностранный капитал.

«Если мы по тому или иному направлению дозреваем до гипотезы смены существующего порядка, то это ответственное решение. В моем понимании ему должны предшествовать огромная аналитическая работа, экспертные мнения. Но имеем ли мы право на такие исторические опыты? Я прекрасно помню, как 25 лет назад появилось ОМС и как мы, хирурги, на это реагировали – конечно, мы ее не понимали. Прошло 25 лет – и что? Сейчас надо опять вернуться в ту же точку исторического бытия», – высказался глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.

В 2018 г. за наведение порядка в сфере платных услуг в государственных ЛПУ высказалась вице-премьер правительства Татьяна Голикова. Однако речь шла не о полном запрете, а скорее о конкретизации программ госгарантий, чтобы люди знали, какие медицинские услуги им должны предоставляться по полису ОМС.

В ноябре 2018 г. ОНФ совместно с фондом «Здоровье» провел опрос медицинских работников относительно уровня платных услуг в учреждениях, в котором приняли участие 4 тыс. человек (из них 3446 – врачи). Большинство опрошенных (58%) сообщили об увеличении доли платной медицины в государственных медучреждениях в 2018 г. Это на четыре процентных пункта меньше по сравнению с 2017 г. О том, что роста платных услуг не наблюдается, сказали 7% респондентов. Оставшиеся 35% не заметили изменений.

Многие из опрошенных обратили также внимание на несоблюдение сроков ожидания диагностических исследований, утвержденных программой госгарантий. Больше половины опрошенных (53%) сказали, что это касается рентгенологических, включая маммографию, функциональных исследований и УЗИ. О длительном ожидании получения КТ, МРТ и ангиографии сообщили 59%.

«Связано это с тем, что не все виды медицинской помощи включены в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Так же оказываются сервисные услуги. Существующий уровень государственного финансирования здравоохранения (бюджет + ОМС) крайне недостаточен и составляет всего 3,2–3,4% ВВП, тогда как в экономически развитых странах он не ниже 8% ВВП. Даже в США общественное финансирование составляет почти половину от 17% ВВП, расходуемых на здравоохранение. Если наше государство готово дополнительно профинансировать здравоохранение на 600 млрд рублей, это позволит минимизировать оказание платных медицинских услуг»,– пояснил ситуацию с платными услугами в госучреждениях руководитель аппарата Национальной медицинской палаты РФ Владимир Семенов.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.