Основная претензия, которую озвучила вице-премьер к организации платной помощи в госучреждениях, состоит в том, что коммерческие услуги и лечение по ОМС по факту «не разграничены». «Точнее, они разграничены законодательно, и все в законе описано, и там, вроде как, ничего не нужно корректировать, а с другой стороны – в конкретных лечебных учреждениях четкого разграничения не происходит. И отсюда, может быть, в том числе возникает недовольство: граждане не понимают, что сегодня платно, а что бесплатно», – говорила Татьяна Голикова в интервью РБК на Петербургском международном экономическом форуме.
Вводить ограничения предполагается в том числе за счет развития системы оказания медицинской помощи в ЛПУ и создания электронных сервисов в рамках цифровизации здравоохранения.
Экономисты указывают на то, что государство пока не готово полностью обеспечить свои же обязательства деньгами. Имеет место колоссальный дисбаланс финансового обеспечения программы госгарантий (ПГГ) и ее себестоимости в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оказанию медпомощи, несоответствие объемных показателей ПГГ объективной потребности населения. И такое разделение никуда не денешь.
«Достигающий абсурда перекос в структуре затрат организации для жестко требуемого выполнения нормативов по зарплатам медработников, когда доля медикаментов и расходных материалов в многопрофильных больницах сжалась до 7–10%, не позволяет оказывать помощь по ОМС без дополнительных хозрасчетных средств. Существует и негласное давление на медицинские организации, направленное на увеличение хозрасчетной составляющей, со стороны органов управления здравоохранением в регионах в связи с отсутствием средств на исполнение своих расходных обязательств», – прокомментировал ситуацию первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко.
По его словам, также у ЛПУ существуют достаточно объемные непрофильные расходы. Например, нагрузка по проведению региональных мероприятий, в том числе культурно-массовых, непокрытая часть расходов по работе с военкоматами, принудительная подписка на региональные газеты и журналы, содержание автотранспорта минздравов и депздравов, принуждение к спонсорству некоммерческих организаций и т.д. Запрет капитальных (нигде четко не описанных) затрат при ремонтах, повсеместное давление финансовых контролеров со штрафами за спорные нецелевые траты, например, покупку кондиционера в операционную, вынуждают руководителей медорганизаций относить все это на затраты по хозрасчетной деятельности. При таком раскладе запрет платных услуг вызовет значимый технологический сбой и самый настоящий экономический коллапс деятельности госмедучреждений.
По данным, которые приводит президент Московского городского терапевтического общества Павел Воробьев, 70–90% средств, поступающих в ЛПУ по ОМС, тратится на зарплату. На все остальное просто не остается денег. «Вот и приходится хотя бы за счет платных услуг пополнять бюджеты медицинских организаций. При том, что они практически все имеют огромные задолженности, а в некоторых введено внешнее управление. Поэтому обсуждение в условиях нынешних реалий – переливание из пустого в порожнее. Нужно отменять ОМС и менять систему финансирования, делать медицинские организации независимыми юридическими лицами – тогда можно на что-то рассчитывать», – уверен он.
Порядок оказания платных медуслуг четко определен всевозможными подзаконными актами. Установлено, например, что платные услуги не должны оказываться вместо бесплатных, и здесь проблем никаких нет. Другое дело – как соблюдают эти правила ЛПУ. Есть приказы, регламентирующие сроки ожидания медицинской помощи, результаты исследования пациент должен получить в течение 14 дней или месяца – как положено по программе государственных гарантий. Врач не может отказать пациенту в МРТ, если оно положено ему по стандарту, но кто может обеспечить выполнение этого стандарта, если число назначенных исследований превышает возможности учреждения: не хватает специалистов и мощностей. Отсюда и очереди, и вынужденное обращение за услугой платно или в частный центр.
«Стандарты сегодня таковы, что выполнить их можно только в условиях областной больницы. У городских или центральных районных больниц такой возможности уже нет. Но при этом мы не учитываем тот факт, что наши возможности крайне ограничены. Людям государство как бы гарантирует, что все бесплатно, и пациент, приходя в поликлинику, требует этого. Но бесплатной медицинская помощь может быть ровно настолько, насколько хватает государственных средств», – поделился своим видением ситуации с порталом Medvestnik.ru главный врач Калужской областной клинической больницы Владимир Кондюков.
По его словам, выход один – развитие офисов врачей общей практики, института семейных врачей плюс доступность диагностической службы – только так можно обеспечить внедрение медицины «4П» и достигнуть показателей «майских» указов президента 2018 года. «Задача государства – создать кабинеты, офисы врачей общей практики, привлечь туда специалистов. Вот тогда пациента не будут гонять направо-налево, и не будет никаких платных услуг в первичном звене. А сейчас у нас происходит колоссальное перепотребление некачественной медицинской помощи, и параллельно с этим люди жалуются на отсутствие бесплатной медицины», – говорит он.
По мнению президента Лиги защитников пациентов Александра Саверского, запретить следует не платные услуги в госучреждениях, а дифференциацию пациентов и условий оказания услуг, включая цены, в зависимости от источника оплаты. И, конечно, не должно быть разных условий, стандартов и расценок для государственных и частных медучреждений, так как в противном случае государственные ЛПУ, по сути, организуют рыночный демпинг, который является точно таким же злом, как и спекулятивные цены в коммерческом секторе.
Позиция главных врачей больших стационаров: хотя злоупотребление правом оказания платных услуг руководителями медорганизаций и отдельными медработниками имеет место, от запретительной политики сейчас будет больше вреда, чем пользы.
«В государственных учреждениях здравоохранения никаких хозрасчетных услуг, за исключением сервисной составляющей, вообще быть не должно. Но и частные клиники тоже не должны сидеть на госзаказе, а искать своего клиента сами. Хозрасчетные услуги создают почву для провокаций и различных нарушений. Однако убери их сейчас – и медучреждениям не выжить. Затраты на зарплаты, медикаменты и питание растут, при том, что тарифы в территориальном фонде ОМС не меняются», – комментирует ситуацию главный врач Городской больницы № 20 Cанкт-Петербурга Татьяна Суворовцева.
Она уверяет, что хозрасчет дает медучреждениям доход, за счет которого они могут стимулировать врачей и приобретать новое оборудование. До 40% средств, поступающих по этой статье, уходит на оплату всевозможных пеней и штрафов, которые на ЛПУ налагают надзорные и страховые организации, оплату проигранных пациентам исков. Тратить на эти цели средства ОМС медорганизации не могут.
Кроме этого эксперты апеллируют к тому, что существует часть направлений медпомощи и условия их реализации, которые в программу госгарантий не входят: косметология, плановое лечение иностранцев, медосмотры водителей, профосмотры и иммунопрофилактика на предприятиях, использование альтернативных расходных материалов и медикаментов, комфортные условия пребывания, внеочередность. Далеко не везде есть частные клиники, которые все это могут сделать, а часть услуг из этого перечня закон оказывать не разрешает.
Согласно прогнозам компании BusinesStat, объем платных медицинских услуг в России достигнет в 2018 г. 684,6 млрд руб. По сравнению с 2017 г. прирост составит 9,3%. Правда, в расчет берутся организации всех форм собственности, включая оценочные показатели теневого сектора.
Член Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов считает, что нужно принять волевое решение, а не пытаться найти паллиатив, который, возможно, появится, а возможно – и нет. Депутат намерен вынести на обсуждение парламента законопроект о полном запрете платных услуг в госучреждениях «Возьмем обычную больницу: какой бы современной она ни была, ничто не помешает сделать одну палату чуть лучше другой и брать за это деньги, хотя в нормальной ситуации все пациенты должны быть равны. Нужно просто сказать нет плате в государственных медицинских учреждениях, а не говорить о “снижении числа таких услуг”», – уверен он.
Главный внештатный специалист по лучевой диагностике Департамента здравоохранения Москвы, директор Научно-практического центра медицинской радиологии Сергей Морозов против ограничения платных услуг в государственных центрах. Он считает, что необходимо разобраться с тем, какие из них дополняют программу госгарантии, а какие наоборот ее подменяют. Важно повысить прозрачность их оказания, в том числе, через предоставление пациентам доступа к информационным системам. «Самое главное – это открытость. Чем больше будет предоставляться информации пациентам в личных кабинетах об оказанных услугах и их результатах, тем выше будет качество. Это еще и стимулирует врачей лишний раз подумать, как сформулировать запись в электронной медицинской карте. А вот с ограничением мне трудно согласиться: чаще всего платная услуга оказывается не потому, что кто-то кому-то ее навязал, а когда человек сам приходит и говорит: «Я не хочу ждать, я хочу быстро»». Эксперт также предложил рассмотреть возможность трансформации платных услуг путем соплатежа, пусть и незначительного, в общем объеме их стоимости. В этом случае ответственность обеих сторон будет неизмеримо выше.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.