Федеральный фонд ОМС (ФОМС) сообщил о пятикратном росте письменных обращений пациентов и юридических лиц по вопросам оказания медицинской помощи в системе ОМС — в 2024 году число запросов выросло до 59,4 тыс. с 11,6 тыс. в 2023 году. Из них подавляющее большинство касались актуализации сведений в федеральном едином регистре застрахованных и действительности полисов военнослужащих и приравненных к ним категорий. Этим темам были посвящены 55,6 тыс. или 93,5% всех поступивших сообщений, следует из отчета о результатах деятельности ФОМС в прошлом году, с которым ознакомился «МВ».
Также в TOP3 причин письменных сообщений в ФОМС входили вопросы качества и организации медицинской помощи, в том числе в федеральных медорганизациях (ФМО) и качества оказания специализированной и высокотехнологичной медпомощи в ФМО. С этими темами были связаны 1,8 тыс. и 424 заявления соответственно.
| Отчет опубликован в свежем номере журнала «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации». Авторы проанализировали доходы и расходы системы ОМС, структуру затрат по разным направлениям медпомощи, а также наиболее распространенные нарушения, связанные с формированием тарифов в территориальных программах ОМС. |
В 2024 году граждане практически не жаловались на взимание денежных средств при оказании медицинской помощи в медорганизациях, а также на отказы в госпитализации в федеральные центры. Этим темам было посвящено всего 60 и 35 сообщений соответственно.
Обращения граждан поступали из 89 субъектов. Наибольшее количество письменных сообщений было из Москвы (11 890), Московской области (3091), Краснодарского края (1783), Санкт-Петербурга (1427), Новосибирской области (1129), Башкортостана (1070), Челябинской (951) и Ленинградской (891) областей.
Кроме того, фонд рассмотрел 1738 устных обращений граждан, подавляющее большинство из которых также были связаны с актуализацией сведений о застрахованных в федеральном едином регистре (1478). В начале года ФОМС разослал в территориальные фонды методические рекомендации по защите прав застрахованных, в том числе в судебном порядке при оказании медпомощи в системе ОМС (письмо № 00-10-30-3-04/1299 от 24.01.2024).
В ФОМС «МВ» объяснили рост числа обращений проведением в 2024 году работ по актуализации данных в федеральном едином регистре застрахованных. По мнению источника «МВ» в одной из крупных страховых компаний, это также может быть связано с вопросами жителей из новых российских регионов.
Ранее страховщики сообщили, что в России почти на треть выросло количество признанных экспертами обоснованными жалоб пациентов при получении медпомощи по ОМС. Чаще всего застрахованные жаловались на нарушения при оказании медпомощи, неудовлетворительную работу медорганизаций и приписки, писал «МВ».
В июне Минздрав направил в регионы методические рекомендации по коммуникации врачей и среднего медперсонала с пациентами — участниками специальной военной операции (СВО) и их близкими. Документ разработан с участием психологов Сеченовского университета. В нем подчеркивается, что боевые действия могут мешать адекватному восприятию реальности, принятию решений и общению. Также участники СВО и члены их семей склонны воспринимать любое ожидание, например в очереди, как непозволительную трату времени, что может вызвать агрессивную реакцию.

Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.