Минздрав направил в регионы методические рекомендации по коммуникации врачей и среднего медперсонала с пациентами — участниками специальной военной операции (СВО) и их близкими. Документ (доступен на «МВ») разработан Институтом психолого-социальной работы Сеченовского университета.
В нем подчеркивается, что боевые действия могут мешать адекватному восприятию реальности, принятию решений и общению. В рекомендациях говорится, что участники СВО и члены их семей склонны воспринимать любое ожидание, например в очереди, как непозволительную трату времени, что может вызвать агрессивную реакцию.
При общении с такими пациентами медработникам советуют узнавать особенности их личности и наличие проблем с приверженностью лечению. Указаны рекомендуемые врачам поза, мимика, жесты и время глазного контакта.
Медработникам следует избегать создания неопределенности и рассказывать пациенту обо всех шагах диагностики и лечения. Также не рекомендуется использовать фразу «Я понимаю, через что вы прошли». Она выглядит эмпатичной, но может вызвать агрессию у участников СВО, поясняют авторы рекомендаций.
При отказе на просьбу пациента разговор нужно начинать с «да». Также нужно избегать уменьшительно-ласкательных форм («минуточку», «звоночек») и следующих фраз: «Ничем не могу вам помочь», «Вы меня не поняли», «Это ваша вина», «Вообще-то» и т.д.
Прописаны рекомендуемые фразы для сообщения плохих новостей и алгоритм при появлении у таких пациентов суицидальных намерений. Признаками этого могут быть пропуски работы и визитов к врачу.
Ранее сообщалось, что участникам СВО предоставят внеочередной доступ к высокотехнологичной медпомощи. В случае их гибели воспользоваться этим правом смогут родственники.

Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.