«Думаю, в России может и имеет место альтернативная научная программа с научными подходами, с хорошими референтными точками по антибиотикорезистентности», – уточнил Сергей Шаповалов. В нынешнем варианте помимо традиционной просветительской деятельности среди пациентов и врачей, предлагается привести в соответствие образовательные программы: обучить медработников правильному применению антибиотиков. Учету их назначения поможет введение электронных рецептов. Впрочем, в целом, эксперты сочли документ вполне рабочим».
«Стратегия может вывести нас на новый уровень как борьбы с резистентностью, так и предотвращения появления новых штаммов в отношении существующих антибиотиков. Вопрос в ее выполнении. Нужно проводить образовательные мероприятия, как правильно использовать антибиотики. Потому что резистентность развивается в первую очередь из-за неправильного использования этих лекарственных средств, отсутствия приверженности к терапии, а это: обучение пациентов, врачей, провизоров-фармацевтов и еще введение рецептурного отпуска антибиотиков», – прокомментировал медицинский директор АО «Байер» и руководитель медицинского кластера стран СНГ Дмитрий Власов.
По его словам, в стационарах в целом проблем с соблюдением алгоритмов нет, «врачи, медсестры обучены». Но вот, когда пациент уходит домой, комплаенс теряется. В итоге на новый виток резистентности мир выводят именно пациенты. «Вилка» состоит в том, что фармацевтические компании не охотно разрабатывают новые антибактериальные средства, отдавая предпочтение более прибыльным секторам, таким как сердечно-сосудистые заболевания или онкология.
По данным ВОЗ, на май этого года в разработке находился 51 антибиотик и 11 биологических препаратов, предназначенных для лечения бактериальных инфекций. Из них 33 новых антибиотика предназначены для борьбы с микробами, попавшими в недавно составленный ВОЗ список «приоритетных патогенов» с точки зрения возможного развития антибиотикорезистентности. Но лишь 8 из этих 33 препаратов являются инновационными, остальные 25 являются незначительными модификациями уже применяемых препаратов. «Да, компании создают новые молекулы. Но запас прочности не в создании новых молекул, а в правильном использовании существующих средств», – считает Дмитрий Власов.
Генеральный директор Центра по борьбе с антимикробной резистентностью в Великобритании Питер Джексон рассказал, что, согласно данным Marks and Clerk, количество патентных заявок на антибиотики по всему миру снизилось более чем вдвое с 2004 по 2013 год. Все меньше лекарственных средств появляется на рынке в результате клинических исследований: с 2008 по 2012 год регулятором США было одобрено всего две новые молекулы по сравнению с 16 в начале 1980-х. «Наибольшее беспокойство вызывает то, что с 1962 года не было разработано ни одного нового класса антибиотиков, эффективных в борьбе с наиболее серьезными инфекциями, вызываемыми грамотрицательными бактериями. Таким образом, мы оказываемся на пороге катастрофы из-за роста уровня резистентности и отсутствия новых лекарственных средств», – уточнил он.
(в сравнении с другими основными причинами смертности)
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.