Живые мишени

05.10.2017
00:00
До 10 млн человек будут погибать ежегодно во всем мире в связи с резистентностью микробов к антибиотикам к 2050 году. Суммарные финансовые потери государств достигнут $100 трлн. Для сравнения: количество жертв рака в тот же период составит 8,2 млн чел. в год. Таковы прогнозы, сделанные экспертами по заказу Правительства Великобритании в 2014 году.

Аналогичных данных отдельно по России не существует, однако в стране уже разрабатываются методики и программное обеспечение для их сбора и анализа. Ведь только владея полной информацией, можно продумать тактику и стратегию борьбы с врагом №1 современной медицины.

Пазл не сложился

«По поручению председателя правительства сейчас разрабатывается пилотный проект, связанный с предотвращением инфекций, возникающих при оказании медицинской помощи, - рассказал на одной из дискуссионных панелей отраслевого форума «Биотехмед» заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой. - На первом этапе необходимо будет установить предварительный критерий объективной оценки: были ли инфекции связаны с погрешностью оказания медицинской помощи или нет, а затем продумать систему профилактики и минимизации ущерба, который может быть нанесен пациенту. Нынешняя система учета не позволяет нам видеть картину полностью».

Однако невозможность «собрать пазл» не помешала Минздраву совместно с Роспотребнадзором, Росздравнадзором и другими ведомствами и учреждениями создать проект Национальной стратегии борьбы с антибиотикорезистентностью, который в конце сентября был утвержден правительством. Помимо традиционной просветительской деятельности среди пациентов и врачей, документ предлагает привести в соответствие образовательные программы – обучить медработников правильному применению антибиотиков. Наверняка потребуется и пересмотр клинических рекомендаций и стандартов лечения.

«Нашему центру было поручено выполнение пилотного проекта по изучению распределения резистентных штаммов микроорганизмов в акушерстве и гинекологии, - рассказала заведующая отделом микробиологии и клинической фармакологии ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Татьяна Припутневич. – В нем приняли участие шесть научных центров, включая Институт акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта в Санкт-Петербурге, Екатеринбургский и Ростовский НИИ акушерства и гинекологии, Воронежский и Белгородский областные перинатальные центры, московские клиники. Одна из целей работы – подвести основу под дальнейшую стандартизацию процедур диагностики и лечения. Сбор штаммов, полученных от наиболее тяжелых пациентов, шел на протяжении 8 месяцев. Далее они передавались в наш центр для проведения полногеномного секвенирования и выявления механизмов формирования резистентности и, самое главное, распространенности штаммов микроорганизмов, которые наиболее устойчивы к препаратам.  Нами были выделены побочные штаммы так называемых супербактерий, о которых пару лет назад мы только слышали и с которыми не сталкивались в акушерстве и гинекологии. Это говорит о том, что мы не можем проводить антибиотикопрофилактику по единому протоколу, схемы антибактериальной профилактики и лечения требуют коррекции».

Более того, таким исследованием необходимо охватить всю огромную страну со специфическими региональными особенностями и к тому же подверженную риску заноса бактерий из-за рубежа. Совместно с Центром стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью Научный центр имени академика Кулакова разработал программное обеспечение, которое  позволяет анализировать и локальные, и территориальные данные для дальнейшего принятия решения. 

Но одно дело – переучить врача, улучшить тактику и схемы лечения, а другое – мотивировать его изменить своим привычкам.

«Сегодня врачи не хотят оформлять рецепт положенным образом: пациент идет с клочком бумаги и рекомендациями в аптеку, и вся ответственность за отпуск антибиотиков в конечном счете ложится на фармацевта, - убежден заместитель руководителя Росздравнадзора Дмитрий Пархоменко. - А привлечь врача к ответственности за невыписку рецепта невозможно. Введение электронного рецепта вместе с системой отслеживания лекарственного препарата  от производителя до конечного потребителя позволит эффективно контролировать и выявлять как раз такие случаи».

Надзор за аптечными организациями станет еще строже. Проект изменений в действующее законодательство, которое наделяет Росздравнадзор правом осуществлять контрольные закупки в аптечной организации, уже прошел необходимые экспертизы и готовится к отправке в правительство. Ожидается, что устанавливать случаи нарушения порядка розничной торговли лекарственными препаратами в аптечных организациях станет проще.

Прожорливые вирусы

Третье направление Стратегии - контроль за рациональным использованием противомикробных препаратов в народном хозяйстве. В качестве профилактики ряда заболеваний и повышения иммунитета животных ученые предлагают использовать пробиотики – препараты симбиотических микроорганизмов, действующие за счет подавления патогенной микрофлоры и стимуляции иммунитета хозяина.

Животные в США потребляют в два раза больше антибиотиков, чем люди

Четвертый вектор – проведение научных исследований, направленных на поиск альтернативных средств борьбы с микроорганизмами и бактериями, на выявление новых механизмов антибактериальной и противомикробной активности. Наряду с вакцинопрофилактикой рекомендуется активнее обращаться к бактериофагам.

Несколько лет назад американский журнал Wired опубликовал статью «Прожорливые советские вирусы спасут мир». «Их зовут фагами, и они пожирают антибиотикорезистентные бактерии на завтрак, - пишет автор, - в то время как Запад наслаждался изобретением антибиотиков, Советский Союз, ограниченный в финансовых средствах и доступе к противомикробным лекарствам, развивал бактериофагное направление и добился в нем потрясающих результатов.  Во время Второй Мировой войны бактериофагами лечили солдат от различных бактериальных инфекций, таких как дизентерия и гангрена».

Действительно, и  в России, и за рубежом бактериофагам сейчас уделяется повышенное внимание. Их преимущества обсуждались и в рамках форума «Биотехмед» в Геленджике. 

«Попадая в бактерию-мишень, вирулентные бактериофаги размножаются внутри клетки и разрушают ее до полной элиминации, - объясняет руководитель лаборатории клинической микробиологии и биотехнологии ФГБУН МНИИ эпидемиологии и микробиологии им. Габричевского Андрей Алешкин. – Бактериофаги не токсичны и избирательно поражают только бактериальные клетки. Они сочетаются со всеми видами традиционной антибактериальной терапии, повышая ее  эффективность на 30%, и могут назначаться беременным женщинам, кормящим матерям и новорожденным. Прелесть бактериофагов еще и в том, что они позволяют реализовать персонифицированный подход: на создание нового препарата требуется, в среднем, 3 недели».

Но антибиотик можно легко принять в виде таблетки, а ребенку - дать в форме вкусной суспензии, чего не скажешь о бактериофагах с их специфическим запахом и послевкусием. К счастью, производитель работает над улучшением потребительских свойств препаратов.

«Мы хотим максимально убрать запах и уйти от термалабильности, - признается врио гендиректора ФГУП НПО «Микроген», единственного предприятия в России, выпускающего лекарственные препараты на основе бактериофагов, Кирилл Гайдаш. – На подходе современные, удобные для использования формы выпуска: спреи, суппозитории, капсулы и таблетки. Вместе с еще одним предприятием, входящим в государственную иммунобиологическую компанию, мы готовим к производству универсальный спрей от гнойно-воспалительных лор-заболеваний, хирургических инфекций, инфекционных заболеваний детей первого года жизни и других болезней, вызванных Enterobacter. Вторая стадия клинических исследований уже успешно пройдена».

Впрочем, медики признают, что далеко не все антибактериальные препараты можно заменить бактериофагами. Очень широкий спектр заболеваний по-прежнему можно эффективно лечить только антибиотиками.

Проблем ВОЗ

Принятия Стратегии борьбы с антибиотикорезистентностью с нетерпением ждали не только в России, но и во Всемирной организации здравоохранения, ведь сегодня далеко не все страны еще подошли к решению этой глобальной проблемы со всей серьезностью. Недавно ВОЗ опубликовала доклад «Противомикробные средства на стадии клинической разработки — аналитическое исследование процесса клинической разработки противомикробных средств, включая средства против туберкулеза». В нем сказано, что число потенциальных препаратов, предназначенных для лечения устойчивых к антибиотикам инфекций, невелико. Большинство препаратов, находящихся на стадии клинической разработки, являются модификациями уже существующих классов антибиотиков и лишь временным решением.

«Устойчивость к противомикробным препаратам является чрезвычайной ситуацией в сфере глобального здравоохранения, которая представляет серьезную угрозу для прогресса современной медицины», — заявил генеральный директор ВОЗ  Тедрос Адханом Гебрейесус.

После принятия Национальной стратегии понадобится несколько месяцев для разработки плана мероприятий. Старт борьбе с антибиотикорезистентностью в России может быть дан уже в будущем году.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.