«Мы говорим о ситуации, когда тендер уже отыгран и заключен контракт, однако на этапе исполнения с победителем по той или иной причине контракт был расторгнут. Наше предложение заключалось в том, чтобы признавать в этом случае победителем того участника, который сможет взять этот контракт на себя и выполнить его без проведения дополнительных закупочных процедур», – заявил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.
Кроме этого законопроект предусматривает сокращение срока для размещения измененного плана-графика с десяти дней до одного. По действующему законодательству заказчик в случае изменения плана-графика обязан ждать десять дней, прежде чем объявить новую закупочную процедуру.
«Я сам в прошлом был главным врачом одной из крупных больниц, и, думаю, это позволит сократить все процессуальные издержки, время и получить то, что требуется. На самом деле законодательство в сфере закупок – попытка поймать правовыми способами оптимальное соотношение цены и качества, безуспешная в течение многих лет. Потому что закон исходит из того, что и со стороны заказчика, и с другой стороны присутствуют или могут присутствовать жулики. На предотвращение всех возможных рисков первоначальный вариант 44-го закона и был настроен. Новые хитрости периодически возникают, мы с ними боремся. Не всегда успешно. Иногда откатываемся назад», – прокомментировал Medvestnik.ru ситуацию член Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный.
Недавно внесенная в закон норма о проведении экспертизы при принятии работ и услуг фактически парализовала работу больниц. Поскольку, закупая, например, штифты на 30 тыс. руб., больница вынуждена оплачивать экспертизу, сопоставимую по стоимости с ценой всей закупки. В этом году Минздрав был фактически вынужден отменить вступивший в силу с 1 января 2019 г. приказ о запуске системы референтных цен. Приказ устанавливал методику расчета начальной (максимальной) цены контракта, в том числе с учетом реалий рынка и цены на препарат в других странах. В приказе Минздрава было указано – если закупка не состоялась, то при проведении повторных процедур заказчик вправе увеличивать цену, однако каждая такая закупка занимает месяц и более.
«В РФ сложилось большое число фирм-посредников, которые, действуя от лица производителей, фактически перепродают лекарственные препараты, имея на этом соответствующую маржу, иногда очень неплохую. Естественно, по их бизнесу этот закон должен был ударить. Мы столкнулись со сговором, и в первом квартале было сорвано несколько сотен аукционов по всей стране: они вообще не выходили на аукцион, и аукцион считался несостоявшимся. Фактически речь шла о саботаже поставщиков, которые просто не хотели ронять цены. В итоге Минздрав был вынужден выпустить информационное письмо о том, что пользоваться референтными ценами пока необязательно – можете закупать по старой схеме, якобы с мотивировкой, что они будут пересматривать методику формирования референтной цены. Но на самом деле это просто такой шаг назад: не стали продавливать ситуацию, хотя могли», – объяснил Алексей Куринный.
По его словам, выходом из ситуации является сохранение на рынке закупок государственных поставщиков – ГУПов и МУПов, существование которых с 1 января 2021 г. поставлено под вопрос из-за инициатив ФАС.
Рассматривая данный законопроект на заседании Комитета по охране здоровья, депутаты предложили отложить его. «Есть ряд отраслей, в которых ГУПы и МУПы ликвидировать нельзя. Это приведет к еще большему хаосу. Это государственные компании, которые поставляли или могли поставлять препараты и могли быть альтернативой в том случае, когда официальные дилеры не участвуют, в том числе из-за сговора», – уточнил Алексей Куринный.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.