ГУП-вахта

05.12.2018
00:00
Комитет Госдумы по охране здоровья отложил принятие решения по законопроекту о ликвидации и реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Депутаты опасаются, что это может негативным образом отразиться на доступности лекарственной помощи населению, особенно в удаленных и сельских территориях. Они взяли паузу до 6 декабря – на этот день назначены парламентские слушания по теме.

Экономично или антисоциально

Согласно законопроекту, унитарные предприятия могут создаваться в исключительных ситуациях. Например, для обеспечения обороны и безопасности РФ, а также когда деятельность осуществляется в сфере естественных монополий. Существующие ГУП и МУП подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2021 г., а в случае непринятия или неисполнения такого решения – по иску антимонопольного органа в судебном порядке. Главный посыл создателей документа: у таких предприятий нет экономических стимулов работать эффективно.

Народные избранники с такой постановкой вопроса не согласились. Экономическая целесообразность – это одно, а социальная стабильность и соблюдение конституционных прав граждан, в том числе на лекарственную помощь, – другое. Есть масса населенных пунктов, куда частный бизнес не станет возить лекарства, так как это просто нерентабельно. Да и о внутриаптечном производстве лекарств, которые так востребованы в педиатрии, гериатрии и дерматологии, скорее всего, придется забыть. И это при том, что Минздрав взял курс на персонализированную медицину, которую сложно представить без персонифицированной фармации.

«Там, где конкуренция есть, унитарное предприятие будет преобразовано в АО со 100% акций в собственности у субъекта или муниципалитета, – пояснил колеблющимся парламентариям заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. – Если же это социальный проект, то есть формы государственного бюджетного учреждения или муниципального учреждения». 

Но если аптеки переведут в бюджетные учреждения, то им снова придется работать по закону № 44­-ФЗ, что уже доказало свою неэффективность. Если же выбрать форму АО, то возникнут сложности с обслуживанием рецептов на психотропные и наркотические препараты. Федеральный закон устанавливает государственную монополию на основные виды деятельности по обороту данных веществ. Отпускать подобные медикаменты акционерное общество не вправе. В Волгоградской области в связи с акционированием ГУП ВО «Волгофарм» были вынуждены создавать специальную уполномоченную организацию, которая возьмет на себя конкретно данный фронт работ. Организационная работа растянулась на долгие месяцы. Все оказалось несколько сложнее, чем могло показаться на первый взгляд.

Среди наиболее актуальных препятствий эксперты называют отсутствие в регионах современных складских мощностей, высокий уровень затрат на выполнение лицензионных требований, связанных с оборотом наркотиков (устройство сейфовой комнаты, подключенной к пульту охраны и оснащенной тревожной кнопкой, стоит порядка 800 тыс. руб.).

Перемена букв

Оправданность формальной смены ГУП/МУП на то же АО, прописанная в законопроекте, давно вызывает большие сомнения. В апреле этого года в ходе заседания Государственного совета под председательством Президента страны Владимира Путина об этом докладывал глава Удмуртии Александр Бречалов: «Зачастую государственные и муниципальные учреждения просто переводятся в акционерные общества со 100% участием государства. Формально ГУП или МУП закрыто, на бумаге показатель выполнен, а по факту ничего не изменилось».

Как тут не вспомнить главного поставщика Минздрава Ульяновской области АО «Ульяновскфармация», которое перестало быть ГУП еще в 2009 г. Стало ли от этого лучше?  Да, стало, но далеко не тем, о ком радеет государство? Недавняя проверка деятельности компании, единственный учредитель которой Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, показала, что почти три года АО занималось очковтирательством и приукрашиванием бухгалтерской отчетности. На бумаге это было экономически и социально ответственное предприятие, налогоплательщик региона № 1. По факту его кредиторская задолженность составляет порядка 1 млрд руб. Причем закупки лекарств и медицинских изделий в 95% проводились у единственного поставщика. Хотя Минздрав области уверял, что даже в случае начала процедуры банкротства предприятия пациенты этого никак не почувствуют, на днях было официально объявлено, что власти подумывают о запасном варианте в виде нового государственного аптечного учреждения. 

Призвать искусственный разум

«Проблема в том, что информационные системы регионов в большинстве случаев не сопоставляют объем выписанных рецептов и объем выданных льготных лекарств, – считает губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский. – Ее мы предлагаем решать за счет полной автоматизации процедур сопровождения рецепта: от момента его выписки до получения лекарства пациентом. Для этого необходимо обеспечить развитие регионального сегмента ЕГИСЗ. Система должна замыкаться на регистр пациентов, единую базу нормативно-справочной информации, в том числе с последующим полномасштабным переходом на систему электронных рецептов».

Свое мнение глава региона озвучил перед Владимиром Путиным в ходе недавнего совещания, где, напомним, лидер страны раскритиковал практику многих территорий по назначению эксклюзивных поставщиков по поставкам медикаментов в стационары и отпуску их льготникам. «Сегодня чтобы закупить один препарат, порой уходит до шести месяцев, – продолжил Станислав Воскресенский. – Некоторые регионы действительно создают, чтобы сократить эти сроки, специальные уполномоченные компании. Мы просим ФАС внимательно проанализировать эту практику с учетом реальной длительности процедур и первостепенной задачи по своевременному обеспечению граждан лекарствами. Кроме того, мы поддерживаем поэтапный переход к использованию референтных цен при закупках взаимозаменяемых лекарств».

Многие аналитики сегодня склоняются к тому, что защитить конкуренцию на рынке поставок медикаментов, медицинского оборудования и расходных материалов для здравоохранения можно без введения запрета на МУП и ГУП. С одной стороны, необходимо отрегулировать законодательство о закупках. С другой – максимально исключить «человеческий фактор», прибегнув к услугам искусственного интеллекта.

«Никакой ручной контроль без соответствующего программного обеспечения не дает нужного эффекта, – полагает председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров. – Мы поездили по соседним территориям и посмотрели, как у них решается вопрос установления начальной максимальной цены контракта. И увидели, что ГП «Нижегородская областная фармация», в частности, создала актуальный электронный каталог медицинских изделий, насчитывающий более 7 тыс. позиций.  Этим занимается целое подразделение – 10 человек. Цены постоянно обновляются. В Самарской области расчет начальной максимальной цены контракта ведет компьютерная программа на основании ранее заключенных контрактов в регионе».

Интересный электронный каталог поставщиков сформирован и в Татарстане. Возможно, региональные ноу-хау следовало бы проанализировать, выбрать из них все самое лучшее и затем тиражировать на Федерацию. Чтобы и пациенты были довольны, и МУП с ГУП, которые во многих субъектах работают без нареканий, целы.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.