«Мы сегодня говорим о росте хронической патологии, наличии морфофункциональных отклонений, ухудшении основных качественных показателей состояния здоровья детей. 17% дошкольников имеют хронические заболевания. На первом месте в структуре заболеваемости болезни органов дыхания, а среди регионов особенно выделяется Санкт-Петербург и СЗФО. У 55% детей проблемы со зрением, головные боли. Наблюдается рост психических расстройств за последние 10 лет. И эта тенденция не только в нашей стране. Мне кажется, мы недостаточно внимания уделяем именно этой проблематике», – рассказала эксперт во время выездного «круглого стола» «Медицинская помощь в образовательных организациях», организованного Комитетом Госдумы по охране здоровья. На мероприятии обсуждался внесенный в Госдуму законопроект о школьной медицине и совершенствовании системы первой помощи.
По словам Татьяны Батышевой, особую обеспокоенность у педиатров вызывает информационная перегруженность школьников и обусловленный этим рост психосоматических расстройств. Например, в московских школах в 10–11 классах имеет место превышение максимальной учебной нагрузки – до 50 часов вместо 37, как установлено в СанПиН при 6-дневной часовой неделе.
«Есть талантливые дети, опережающие других в развитии, пусть они занимаются по 50 часов, если выдерживают, но для среднестатистического ребенка это колоссальная нагрузка. Я как главный детский невролог Москвы провожу занятия в школах, и родители детей 1–3 классов слезами обливаются: «Мы ложимся спасть в 12 часов, не успеваем выполнять домашние задания, дети не спят, они невротизированы, невнимательны», – уточнила эксперт. Также она отметила обратную тенденцию: иногда родители вообще не видят проблемы со здоровьем, пока ребенок не упадет в обморок или с ним не случится что-то более серьезное.
Эксперт предложила проводить более тщательный мониторинг здоровья учащихся с интеграцией результатов в электронные медицинские карты. В прошлом году НМИЦ здоровья детей представил итоги проекта по мониторингу состояния здоровья школьников 11–15 лет. Его результаты показали, что реальная картина заболеваемости детей младшего и среднего возраста практически по всем основных классам заболеваний хуже официальных данных.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.