Документ обсуждался 12 марта во время выездного «круглого стола» «Медицинская помощь в образовательных организациях», организованного Комитетом Госдумы по охране здоровья. В заседании принимали участие руководители медицинских вузов, научных организаций и профессиональных ассоциаций в сфере охраны здоровья, главные врачи детских поликлиник, директора школ, врачи-педиатры.
«Мы вышли на финишную прямую и подводим некий итог этих двух с половиной лет работы. В законопроект погружены дополнительные обязанности государства по медицинскому обеспечению и сохранению здоровья детей и дополнительные обязанности родителей в отношении предоставления информации о здоровье своих чад, если они требуют особых условий при занятиях физкультурой или спортом. Также он касается возможностей или права педагогов оказывать первую помощь детям», – отметил председатель комитета Дмитрий Морозов.
Как сообщила директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России Елена Байбарина, опыт массового обучения педагогов навыкам оказания первой помощи был получен в ходе реализации пилотного проекта «Школьная медицина» в пяти субъектах РФ: Ростовской, Смоленской, Тамбовской областях, республике Саха-Якутия и Ямало-Ненецком автономном округе. «Этот опыт показал, что ничего страшного нет, потому что педагоги сначала боялись. Этот опыт даст, наверное, дополнительную мотивацию для внесения изменений в закон, который мы всяческие поддерживаем», – сказала она, уточнив, что в рамках проекта были отработаны многие интересные решения, в частности связанные с работой в коллоборации: школьный врач, участковый врач, центр здоровья, учителя, родители. Взаимодействие сторон осуществлялось с использованием современных информационных технологий.
Принимавшие участие в мероприятии эксперты проанализировали основные недостатки текущей ситуации в организации медицинской помощи лицам, обучающимся по программам дошкольного, школьного и среднего профессионального образования. Как уточнил директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма, подростки в стенах средних профессиональных учебных заведений практически лишены медицинской помощи, а проблемы, как показывают исследования среди этого контингента учащихся, гораздо более выражены, чем среди их сверстников в средней школе. «Сам факт того, что мы обсуждаем эту проблему, говорит о том, что организация медицинского обеспечения обучающихся в образовательных организациях неадекватна ожиданиям, потребностям общества и реальному состоянию здоровья детей и не соответствует профилактике развития обусловленных школьным обучением заболеваний», – считает он.
Среди других особенностей ситуации в сфере охраны здоровья детей были отмечены: недостаточное оснащение медицинских блоков школ, дефицит школьных врачей и оплаты их труда, общее снижение здоровья школьников, гиподинамия, информационные перегрузки и чрезмерное присутствие цифровых технологий в жизни ребенка. По данным, которые представил главный внештатный детский гематолог Минздрава России, генеральный директор Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева Александр Румянцев, доля абсолютно здоровых детей не превышает сегодня 15%.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.