Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) предложила наделить Федеральный фонд ОМС (ФОМС) полномочиями клиринговой организации в системе межтерриториальных расчетов. Предложение содержится в докладе о совершенствовании системы здравоохранения, направленном в адрес членов комиссии Госсовета и Национальную медицинскую палату (копия есть в распоряжении «МВ»).
Действующая система межтерриториальных расчетов приводит к серьезному финансовому дисбалансу, когда дебиторская задолженность территориальных фондов ОМС (ТФОМС) превышает кредиторскую задолженность по оплате медицинской помощи в рамках региональных программ государственных гарантий. Поскольку большинство субъектов не включают медпомощь гражданам других регионов в плановые объемы услуг в системе ОМС, это снижает качество планирования расходов. Текущий механизм межтерриториальных расчетов приводит к отрицательному сальдо и росту задолженности в субъектах, отмечают авторы доклада.
Для упрощения и ускорения процесса расчетов между ТФОМС предлагается передать полномочия по их проведению специализированной клиринговой организации и внедрить многосторонние клиринговые платежи в текущую архитектуру взаиморасчетов.
При клиринге вместо наличных платежей происходит взаимозачет требований и обязательств. Внедрение такого механизма позволит сократить количество платежей (переводов), снизить риски неуплаты объемов оказанной медицинской помощи медорганизациями субъектов, а также снизить транзакционные издержки, высвобождая ликвидность за счет уменьшения баланса платежей и переводимых сумм. |
Для внедрения изменений предлагается дополнить закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» и Приказ Минздрава России № 108н от 28.02.2019 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования». Клиринговый механизм можно будет реализовать в течение максимум трех лет, подсчитали авторы документа.
В обосновании инициативы отмечается, что в России объем государственного (бюджетно-страхового) финансирования один из самых низких в мире и составляет 4% ВВП, или 5,2 трлн руб. При этом 56 субъектов не участвуют в финансировании территориальных программ ОМС ввиду недостаточности средств в региональных бюджетах.
В ходе подготовки доклада тенденция превышения фактических расходов на оказание медицинской помощи за пределами субъекта над плановыми была выявлена в 16 регионах. Действующее законодательство не предусматривает санкции за нарушение сроков оплаты по межтерриториальным расчетам.
Сумму денежных средств системы ОМС, задействованных в межтерриториальных расчетах, в АСИ оценивают в 100—136,5 млрд руб. в год. За 2019 год сумма составила около 112 млрд руб., следовало из ответа ФОМС на запрос «МВ». |
Ситуация осложняется разным уровнем тарифов, устанавливаемых тарифными соглашениями субъектов. Это ставит в неравные условия ТФОМС, которые не имеют возможности покрывать оплату медицинских услуг по более высоким тарифам, установленным в другом субъекте. В некоторых регионах тарифы не покрывают 2/3 затрат медорганизаций, при этом их кредиторская задолженность ежегодно растет в 2—3 раза, не хватает средств на исполнение даже обязательных стандартов медпомощи.
В примечаниях к докладу указано, что эта и другие инициативы не требуют незамедлительного внедрения и могут обсуждаться на экспертном уровне. Среди предложений также комплекс мер по совершенствованию механизмов работы системы ОМС в условиях дефицита средств. В частности, авторы считают целесообразным рассмотреть упрощение условий использования медорганизацией средств целевого финансирования и внесение инвестиционной составляющей в структуру тарифа на оплату медицинской помощи из средств ОМС, чтобы привлечь частных инвесторов-концессионеров.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.