Известна активная позиция ОНФ в данном вопросе. В частности, региональной рабочей группой «Социальная справедливость» в Москве проведена масштабная работа по оценке роли СМО и высказана неудовлетворенность текущим состоянием дел в системе. Последовательную позицию в критике деятельности СМО занимает Национальная медицинская палата и ее руководитель Леонид Рошаль. Интерактивный опрос участников съезда НМП в 2015 году (около 2000 делегатов из 83 регионов РФ) показал: 91% уверены в нецелесообразности существования СМО в нынешнем виде. Солидарен с мнениями врачей и президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский, говоря о том, что СМО - это «навязанная нам услуга, лишнее звено».
Счетная палата России постоянно делает вывод о неэффективной работе СМО: информирование застрахованных ведется с дефектами, отсутствуют единые подходы к проведению экспертизы и анализу первичной медицинской документации. Закономерным итогом стала рекомендация контрольного ведомства Минздраву РФ и ФОМС принять системные меры по перераспределению функций в системе ОМС - от СМО к ТФОМСам.
На наш взгляд, основными предпосылками к реформированию системы ОМС являются следующие факторы:
Кардинальным решением этого комплекса проблем, на наш взгляд, должно стать масштабное переформатирование системы с полным прекращением участия в ней СМО. Такой подход может потребовать подготовительного периода и дополнительных затрат. Уверен, что лобби страховщиков встретит его резким сопротивлением с популистскими компаниями в СМИ: «куда же пойдет простой человек со своими проблемами», «некому защитить права застрахованных» и т.д.
Кроме того, остается вопрос, что делать с первичным/текущим учетом застрахованных и как проводить экспертизу. Наиболее взвешенным представляется наше предложение, которое мы формулируем как программа «ОМС минус»: сохранить у СМО две эти уже существующие функции. Первая из них – администрирование первичных учетных данных застрахованных. Для этого уже создана и работает инфраструктура территориальных подразделений СМО во всех муниципальных образованиях РФ, отработаны регламенты и каналы передачи информации, а уровень заработной платы сотрудников таких подразделений ниже оплаты неквалифицированных работников других отраслей. Вторая функция - проведение медико-экономической экспертизы, в том числе по жалобам застрахованных. Можно обоснованно уменьшить прямые затраты на ведение дела СМО лишь на 30-35% (экономисты, часть операторов и сервисных работников IT-служб компаний, сотрудники технических и информационных служб). Такая экономия может выглядеть небольшой, но найдет позитивный общественный отклик и даст технологическое упрощение без потери качества.
Предлагаемые изменения могут стать первым шагом к образно сформулированному вице-президентом Общества специалистов доказательной медицины Василием Власовым «рациональному отказу от имитационной страховой модели финансирования системы здравоохранения в виде ОМС». Предлагаемые меры просты и понятны, но для снижения рисков можно предварительно провести пилотные проекты в регионах. Впоследствии, с развитием федеральных систем персонального учета и идентификации, а также полной реализации ЕГИСЗ, вопрос о целесообразности присутствия СМО в системе ОМС должен быть поднят снова.
Резюмируя сказанное, отмечу, что подавляющее большинство общественных институтов здравоохранения выступают за устранение ненужных посредников в системе ОМС. Выражу общее мнение: в самое ближайшее время необходимо начать подготовительный период к ограничению участия СМО в системе ОМС
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.