Леонид Печатников: мне не хватало знаний в области управления в здавоохранении

24.02.2022
14:56
Сочетание среднего медицинского образования с высшим менеджерским сегодня кажется наиболее перспективным путем для будущих руководителей медучреждений, считает декан факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте (РАНХиГС) Леонид Печатников. Должен ли главный врач иметь опыт медицинской практики и действительно ли нужно профильное образование, чтобы управлять клиникой, он рассказал в интервью «МВ».

О руководящих кадрах

– С 2020 года факультет управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС готовит «новую генерацию заместителей директора медицинского учреждения — экономистов, финансистов, кадровиков». Что это значит?

– Мы готовим руководителей медучреждения и их заместителей, готовых отвечать за экономические результаты своей деятельности. Например, часто сегодня на позиции замглавврача по кадрам работают люди с юридическим или медицинским образованием. В то же время кадровик, помимо знания нормативной базы, должен следить за тем, чтобы каждые пять лет сотрудник проходил аккредитацию, набирал баллы НМО, участвовал в конференциях и т.д. Все это специфические и, более того, синтетические знания, которые нельзя получить только на юридическом или медицинском факультетах.

– Многие специалисты относятся к высшему образованию в сфере организации здравоохранения как к формальности, необходимой для того, чтобы занимать руководящие посты. Можно ли эффективно управлять медучреждением без профильного образования?

– Зачастую это образование действительно носит формальный характер. Ни для кого не секрет, что в ряде вузов диплом в сфере организации здравоохранения можно купить. К сожалению, эта практика до сих пор не изжита.

Факультет управления в медицине – это не просто кафедра организации здравоохранения, это двухлетняя магистратура для людей, которые хотят получить реальные знания. К нам приходят специалисты, не только врачи, но и экономисты, и юристы, которые хотят научиться управлять медучреждением в условиях страховой и коммерческой медицины. Многие наши студенты – сотрудники частных клиник или государственных учреждений, где развита система добровольного медицинского страхования. Им эти знания действительно нужны.

– Согласно исследованию ЦНИИОИЗ, только 40% руководителей минздравов в регионах имеют высшее образование в сфере организации здравоохранения. Как, на ваш взгляд, это отражается на отрасли? Должно ли наличие диплома управленца быть обязательным условием для кандидата на должность министра?

– Я всю жизнь был практикующим врачом, затем сразу стал министром здравоохранения Москвы, а через полтора года – заместителем мэра, ответственным за всю социальную политику города. У меня никогда профильного образования не было. Насколько я был успешен, судить не мне, но, могу сказать абсолютно откровенно, мне этих знаний всегда не хватало, приходилось учиться на ходу. Если я совершал какие-то ошибки, они были связаны именно с недостатком образования в сфере менеджмента в здравоохранении.

– Необходимо ли руководителю медучреждения быть врачом?

– В странах Западной Европы существуют факультеты, где готовят директоров госпиталя. Студенты получают основы медицинских знаний и углубленное менеджерское образование. То, что у нас сегодня нет такого образования, я считаю большим упущением. Не раз поднимался вопрос о том, чтобы директорами медучреждений при наличии главного врача, как руководителя медицинской части, становились дипломированные менеджеры. Однако каждый раз это либо откладывается, либо отвергается, все зависит от позиции министра здравоохранения.

Наиболее перспективным для руководителей я считаю сочетание базового, среднего профессионального образования, например, в медучилище с более углубленной программой, и высшего менеджерского образования.

Такие попытки у нас предпринимались, есть даже факультеты, где готовят медсестер с высшим образованием. Однако, как правило, перспективы выпускников ограничиваются должностью старшей сестры. При этом в «соседнем» отделении такую же должность будет занимать специалист со средним профобразованием. Поэтому, на мой взгляд, это тупиковый путь. А вот бакалавриат по организации здравоохранения, который работал бы непосредственно с выпускниками медицинских колледжей, стал бы многообещающей альтернативой.

О качестве медобразования

– Как вы оцениваете систему подготовки медицинских кадров?

– У нас ни один ректор не заинтересован в отсеве, в отчислении студентов. Особенно в условиях появления еще и внебюджетной формы обучения. Это приводит к тому, что медуниверситеты часто выпускают троечников. А кому захочется лечиться у троечника? Понимаете, если бы вуз получал финансирование, к примеру, на 100 человек и эти средства сохранялись бы до выпуска курса, тогда у преподавателей не было бы никаких проблем с тем, чтобы отчислять тех, кто плохо учится.

Пока мы не наведем порядок с качеством медицинского образования, мы не сможем достичь тех целей, которые перед собой ставит здравоохранение. Я считаю, что шести лет для общего медобразования достаточно. Однако дальнейшая специализация, приобретение навыков к самостоятельной работе у всех может проходить с разной скоростью. Из-за индивидуальных особенностей обучение в ординатуре должно продолжаться до тех пор, пока руководитель подготовки не возьмет на себя ответственность за то, что молодой доктор в состоянии самостоятельно лечить людей. У кого-то это займет два года, но я не вижу ничего страшного в том, чтобы это продолжалось и пять лет, и даже дольше, если это необходимо.

– На ваш взгляд, эффективен ли перевод вузов на полностью целевой набор по большинству специальностей?

Сама по себе идея целевого набора правильная,  мы тут не первые. Например, во Франции поступить в медицинский вуз может практически любой желающий. После первой же сессии на курсе остается примерно 50% набора. Заканчивают вуз только 25% от тех, кто поступил. При поступлении во французский аналог ординатуры студенту объясняют, что как раз к моменту его выпуска в определенном городе или провинции выходит на пенсию, например, врач общей практики, и вуз фактически гарантирует специалисту рабочее место. Конечно, студент может выбрать и другое направление подготовки, но в таком случае обеспечить ему трудоустройство вуз не сможет.

– По заключению ОНФ, стимуляционные программы по привлечению кадров в регионы неэффективны. Какие шаги нужно предпринять для сокращения кадрового дефицита в регионах? 

– После окончания вуза моя мама уехала работать, как она говорила, «на периферию». Это было село в Вологодской области, рядом с ее медицинским пунктом бродили волки. Она три года отработала по сути как врач общей практики.

Конечно, молодой специалист не хочет отправляться в условия, какие были в селе Мурьево в «Записках юного врача». Однако он должен понимать, что без компетенций, без практического опыта, которые он может приобрести на такой работе, он не сможет трудоустроиться в серьезной клинике. Это в очередной раз показала пандемия COVID-19: когда узкоспециализированные специалисты вышли на работу в инфекционные отделения, им пришлось очень нелегко. Поэтому, на мой взгляд, врачу необходимо пройти горнило общей медицинской практики.

При этом для специалистов обязательно нужно создавать подходящие условия. Предоставьте молодому врачу жилье и высокую зарплату, и, вполне вероятно, он задумается о том, чтобы остаться.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.