Миллениалам сейчас от 17 до 34 лет, их часто характеризуют как оптимистов, которые ведут здоровый образ жизни, имеют стабильный доход и ценят свое время. В США их около 80 млн человек — наибольшее количество людей, которые сейчас представляют рабочую силу. В России «игреков» более 30 млн — это 37% работающего населения. Исследование PwC показывает, что к 2020 году на эту аудиторию во всем мире будет приходиться 50% рабочих мест. Уже сейчас это те люди, которые принимают решение о посещении клиники: они не только понимают, что нужно проходить профилактические осмотры, но и хотят приводить на прием своих детей и организовывать обследования для родителей.
Нужно учитывать, что это специфическая аудитория, к которой нужен особый подход.
Характеристика миллениалов №1 — их вовлеченность в цифровые технологии. «Игреки» активнее других используют гаджеты и постоянно находятся онлайн, они не любят телефонные звонки и привыкли общаться через мессенджеры. Согласно исследованиям аналитического агентства Markswebb Rank & Report, именно миллениалы совершают 53% от всех покупок в интернете. Это колоссальный показатель. «Игреки» не пишут на бумаге и хранят данные в смартфоне или в «облаке». Даже результаты анализов, снимки и медицинскую карту фотографируют на телефон.
Вторая особенность — скепсис к рекламе. Миллениалов трудно заинтересовать: они не смотрят телевизор, отключают рекламу в интернете, не замечают броские билборды на улице — у них врожденная «баннерная слепота». Но «игреки» могут остаться с брендом просто из-за любви к нему. Это их третья отличительная особенность — если более старшее поколение искало то, что выгоднее, то миллениалы легко становятся лояльными к бренду, если тот соответствует их ожиданиям — не только предоставляет качественный сервис, но и использует технологии, которые они так любят. Цена часто не имеет значения.
Четвертая отличительная черта — проблемы со здоровьем. Принято считать, что миллениалы заботятся о своем здоровье лучше других поколений, но исследования, о которых рассказало агентство Media Logic, показали отрезвляющие факты: «игреки» испытывают больше стресса, чем другие поколения; они недосыпают, их образ жизни служит причиной пищевых нарушений, которые приводят к ожирению, тревожным расстройствам и другим заболеваниям. Они могут бесконечно откладывать прием к врачу, если ради этого нужно просто позвонить в клинику.
Миллениалы предъявляют требования к удобству (хотят, чтобы все было доступно и комфортно), поэтому предпочтут те клиники, которые подстраиваются под их напряженный график. Они готовы стать «фанатами» клиники, если она позаботится об их потребностях. Это можно сделать с помощью digital-технологий, в том числе телемедицины, онлайн-записи и цифровой медкарты.
Пациент, который один раз попробовал новые услуги, например, получил свою медицинскую карту в приложение на iPhone, захочет получать их всегда. Миллениалы могут помочь в том, чтобы новые способы взаимодействия с клиниками и врачами пришлись по вкусу другим поколениям. Пятая черта «игреков» в том, что эта аудитория создает тренды — миллениалы в 5 раз быстрее принимают внедрение технологий, чем группы других возрастов, и распространяют привычку их использования. По отчету 2015 года от Sales Force в среднем 60% показателей говорят о том, что миллениалы за использование цифровой медицины. 71% хотели бы, чтобы их клиника использовала приложение для онлайн-записи на прием и управления медицинскими данными. 60% «игреков» заинтересованы в использовании телемедицины вместо очных визитов.
Хотя подбор пациентов для телемедицины — сложный процесс, решением может стать привлечение уже заинтересованной аудитории. Еще до вступления в силу закона о телемедицине можно четко обозначить несколько направлений, которые приживутся у миллениалов и их последователей. Это удаленные консультации по хроническим заболеваниям, сопровождение в гинекологии и педиатрии, а также телепсихиатрия.
Многие эндокринные болезни (которые часто формируются из-за образа жизни) имеют хроническое и тяжелое течение. Чтобы пациент соблюдал все рекомендации, важно оказать ему поддержку в процессе лечения. Часто у пациентов, которые проходят длительную терапию, возникают вопросы после приема врача или получения результатов анализов, но дойдут до кабинета специалиста только трое из десяти. Многие эндокринологи, диабетологи и диетологи не ограничиваются очным приемом и общаются с пациентами по телефону или электронной почте. Это помогает сопровождать хронических больных и находящихся в группе риска, но не каждый врач может позволить себе такую дополнительную работу в личное время. Решением может стать удаленное сопровождение пациентов клиники.
Телепсихиатрия — одна из областей телемедицины, количество услуг в которой растет, а дистанционные консультации одобряются как медицинским сообществом, так и государствами. Это направление может развиться благодаря миллениалам, потому что нехватка времени и тревожные расстройства характерны именно для этого поколения. Более того, психическое здоровье для многих миллениалов в приоритете, так как они считают его основой здоровья физического.
50% миллениалов — люди с семьями и детьми. Стоит внедрить в клинике педиатрические служебные линии, которые смогут оказывать телемедицинские услуги — например, для того, чтобы распределять обращения по степени неотложности или обучать и консультировать родителей.
Чтобы пациенты не писали длинные письма (ответом на которые все равно будет приглашение в клинику) или не приходили на 10 минут между приемами, можно воспользоваться специальным медицинским сервисом, а не общаться по Skypе, электронной почте или в социальных сетях. Миллениалы могут стать первым поколением, которое разовьет телемедицину. Но как найти подход к «игрекам», с чего начать?
1. Определите лучший способ поддержки телемедицины и впишите его в план развития клиники. Это может быть субподряд третьих лиц или собственный проект. Определите форматы телемедицинских услуг: как должен происходить обмен информацией, удаленный мониторинг и связь с пациентом. Нужно понять, будет ли это приложение (или хватит только раздела на сайте клиники) и какие инструменты (например, общение через текст, видео-, аудио-, онлайн-оплату, электронную медкарту, онлайн-запись) будут использовать в клинике.
2. Нацельтесь на несколько видов телемедицинских услуг, которые для начала можно реализовать в вашей клинике. Например, дистанционный мониторинг и психиатрия.
3. Обучайте врачей технологиям, вводите дополнительную профессиональную подготовку по телемедицине. Например, в первом Первом МГМУ им. И.М. Сеченова уже есть кафедра информационных и интернет-технологий, а в РУДН можно пройти повышение квалификации по программе «Телемедицинские системы, основы информатизации здравоохранения».
4. Начинайте сотрудничать с теми страховыми компаниями, которые предлагают полисы с телемедицинскими услугами.
5. Расскажите пациентам о том, что вы используете телемедицину. Так как это еще новая концепция для многих, образование — ключ к тому, чтобы ввести в курс дела и вовлечь пациентов. Расскажите им кто, когда, почему и как взаимодействует с ними при оказании телемедицинской услуги. Учтите, что «игреки» любят узнавать все самостоятельно — можно создавать образовательные материалы (тексты, видео и инфографику), например, о том, когда и как нужно заботиться о здоровье.
6. Не забывайте о том, что у любого поколения есть свои группы влияния. Для миллениалов это их работодатели и матери. Взаимодействуйте и с ними. Рассказывайте об услугах, которые есть в вашей клинике, и о том, как пациент может повысить их эффективность с помощью телемедицины, например, при лечении тревоги, стресса, депрессии, бессонницы, управлении весом, дистанционном мониторинге состояния здоровья с помощью мобильных технологий, а также о том, как и когда использовать телемедицину для педиатрической диагностики и лечения.
7. Участвуйте в обзорах и рейтингах по телемедицине, потому что поколение миллениалов ищет информацию в интернете и придает значение онлайн-рейтингам и отзывам при выборе новой услуги.
8. Подумайте, как еще можно общаться с пациентами удаленно, — например, в специальном помещении («телемедицинском киоске»), где можно пройти телемедицинскую консультацию в офисе, в аптеке и, возможно, даже в жилом комплексе, спальном районе.
В то время, как закон о телемедицине в России еще не заработал, в США многие клиники уже не могут покрыть спрос. Недавнее исследование KPMG в США показало, что только «около 25% медицинских работников внедряют программы цифрового здравоохранения и телемедицины, эти программы финансово стабильные и уже повышают эффективность работы учреждений».
Те изменения, которые произойдут в отрасли с внесением изменений в законодательство, дадут большой толчок для развития. Цифровая медицина укрепит связь между клиникой и пациентом — такую связь, которая основана на доверии и на возможности поговорить с лечащим врачом, где бы пациент ни находился, поможет улучшить качество лечения и снизить процент самолечений. Телемедицина и миллениалы — отличная связка для того, чтобы клиника могла создать услугу, которая соответствует времени и поколению, которое живет в это время.
Миллениалы живут в бешеном ритме и огромном потоке информации, у них высокие запросы и требования, но при этом они преданны и верны тому, что любят. Обратите на них внимание, слушайте их и будьте с ними на одной волне, учитывайте их интересы. Будьте готовы меняться. Будьте мобильны.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.