Облачные технологии в последние 10 лет трансформировались из передовых идей в повседневную практику бизнеса. По мнению Gartner, к 2020 году корпоративная политика «никаких облаков» станет такой же редкостью, как сегодня «никакого интернета»[1]. И в этом нет ничего удивительного: облачные сервисы в отличие от настольных приложений более доступны, так как не требуют закупки «железа» и единовременной оплаты множества лицензий на ПО. Сейчас облачные системы проникли в различные сферы экономики. Однако в российском здравоохранении реальное применение «облаков» все еще редкость.
В 2011 году мы принимали участие в проведении исследования «Перспективы облачных вычислений в информатизации учреждений здравоохранения»[2], которое показало, что отечественная отрасль медицинских информационных технологий оптимистично оценивала такие возможности. Ответы на вопрос «Как вы в целом относитесь к идее реализации облачной модели автоматизации учреждений здравоохранения?» распределились следующим образом:
Перспективы SaaS как модели распространения и внедрения медицинских информационных систем участники исследования оценили следующим образом:
Весной 2017 года компания К-МИС решила проанализировать, как изменилось отношение к облачным системам в практическом здравоохранении. Учитывая, что государственные медицинские организации по большому счету так или иначе уже оснащены различными МИС, мы решили ограничить исследование исключительно коммерческими медорганизациями. Во-первых, именно они оценивают перспективы тех или иных инноваций в своей работе преимущественно с точки зрения эффективности. Во-вторых, они существенно свободнее в выборе, и потому их оценка «облаков» представлялась наиболее показательной и свободной от субъективного влияния «третьих лиц» (например, в виде государственных органов управления).
Для исследования мы выбрали 310 коммерческих медорганизаций в различных регионах, чтобы выяснить их отношение к облачным МИС. Согласились ответить на вопросы 75% учреждений. Не получили ответов от 19% организаций, 6% явно отказались от участия.
Во-первых, мы выяснили – применяются ли какие-либо МИС в медорганизации для автоматизации их основного направления работы – оказания медицинской помощи? Результаты:
Те, кто не используют МИС, распределились следующим образом:
Фактически не используют какие-либо программные продукты, но готовы к автоматизации и ищут решение на рынке, как правило, средние или малые по размеру медорганизации. Крупные учреждения в обязательном порядке применяют различные МИС и не видят себя без автоматизации. Совсем не рассматривают необходимость в автоматизации, как правило, очень небольшие клиники или даже отдельные диагностические / консультативные кабинеты, в которых ведут частный прием 1-2 врача.
Таким образом, 81% частных медорганизаций из числа ответивших либо уже используют какие-то решения для автоматизации своей работы, либо находятся в поиске решения.
Среди этих МО отношение к облачным технологиям выглядит следующим образом:
Мы выяснили, что число коммерческих медорганизаций, которые уже используют облачные решения, составило 3% от числа МО, применяющих МИС в своей работе. Порядка 17% организаций готовы приобрести какой-либо программный продукт для автоматизации в ближайшем будущем. Лишь 14% от МО, использующих МИС или планирующих автоматизацию, высказали готовность применить облачные решения. То есть проникновение «облаков» в реальное применение в коммерческой медицине является редкостью. Обсуждая это с сотрудниками МО, мы заметили достаточно консервативное и настороженное их отношение к идее внедрить «облачную МИС».
Опрос МО, применяющих различных МИС, о том – какая функциональность для них является обязательной, выявил следующее распределение:
Опросив те МО, которые готовы приобрести какую-нибудь МИС для автоматизации или рассмотреть возможность замены применяемой информационной системы, мы выявили, что в среднем медорганизация готова одноразово заплатить порядка 20-40 тыс. рублей за систему (максимальная сумма составила 120 тыс.). Комфортный уровень оплаты услуг технической поддержки находится в пределах 10-15 тыс. рублей в год.
На основании этих данных мы попытались оценить потенциальный объем рынка информационных технологий для коммерческих медицинских организаций. Самым сложным в этом прогнозе оказалось определить общее количество коммерческих МО в России. В различных источниках данные об этом существенно расходятся. Например, в официальном отчете Росстата «Здравоохранение в России» приведены данные о том, что число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений частной формы собственности в 2014 г. составило 4,1 тыс. организаций[3]. Компания BusinesStat оценивает число коммерческих МО за этот же период в 19 тыс. организаций. Рынок коммерческих медицинских организаций постоянно растет, по очень оптимистичным, на наш взгляд, данным, – в среднем до 26% в год. Учитывая это, мы пришли к ориентировочной оценке, что в России в 2017 году может работать порядка 20-25 тыс. коммерческих медицинских организаций.
Взяв эту оценку за основу, мы получили, что число медицинских коммерческих организаций, готовых к покупке МИС, в 2017 году составляет порядка 4,2 тыс. учреждений, причем только 500-600 таких организаций готовы применять облачную МИС. Приняв во внимание ожидания со стороны медорганизаций по поводу комфортной стоимости владения решением, мы пришли к следующему заключению:
Выводы: несмотря на всю привлекательность и развитие облачных технологий, каналов связи и популяризацию этого подхода, коммерческие медорганизации в России пока настороженно относятся к идее внедрить у себя «облачную МИС». Потенциальный объем рынка облачных решений для коммерческой медицины находится в зачаточном состоянии, и его перспективы очень ограничены.
[1] Gartner: скоро все предприятия будут в «облаках»: https://www.pcweek.ru/infrastructure/article/detail.php?ID=186676
[2] Опубликовано в журнале «Врач и информационные технологии», №4, 2011 г. стр. 48-55.
[3] «Здравоохранение в России», 2015г., http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/zdrav15.pdf
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.