Поддерживают это решение министерства не только приверженцы доказательной медицины, но и экономисты. Они апеллируют к тому, что от повальных скринингов с малой отдачей давно отказался весь мир. Например, общий анализ крови, который ежегодно обходится российскому бюджету в 580 млн рублей, во многих странах не проводится, а определение гемоглобина используется как скрининговый тест только для выявления серповидно-клеточной анемии у новорожденных. Общий анализ крови в качестве скрининговой процедуры в США делают лишь женщинам детородного возраста. Развернутый клинический анализ крови тоже не применяется в зарубежной практике.
«Совершенно точно, что вся идея массового обследования по одинаковой схеме с кучей тестов, да еще в режиме "план по валу", не приводит ни к какому осмысленному результату. У такого крупноячеистого скрининга КПД - 2-3%. Это просто деньги на ветер. Но чтобы понять бессмысленность такой кампанейщины, понадобилось пять лет», - прокомментировал порталу Medvestnik.ru источник в Высшей школе экономики.
Источник: Минздрав РФ
Многие врачи с этим согласны. «Отказываться от дополнительных обследований нужно в любом случае, независимо от цифр, цифры - не главное. Самое главное, что эти анализы просто вредны для здорового человека. А кроме того, еще и экономически не обоснованы», - считает медицинский директор и главный врач сети клиник «Семейная» Павел Бранд. По его словам, современная концепция - проводить более углубленные исследования для полноценной диагностики в отношении конкретных пациентов, которым они показаны по решению врача на основании жалоб и сбора анамнеза.
«Речь идет о целесообразности применения этих исследований "в массовом порядке". Часть из них целесообразно назначать не до, а после консультации со специалистом, то есть данные исследования не исключены в принципе, а "исключены" именно из "слепого назначения". И экономическая составляющая такого шага абсолютно понятна», - говорит президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов.
По мнению старшего преподавателя кафедры экономики, менеджмента и медицинского права Нижегородской государственной медицинской академии, главного врача городской клинической больницы №34 Анны Эделевой, общий анализ крови действительно можно было бы исключить ввиду его малой информативности. Она считает, что с целью оптимизации финансовых средств и сокращения времени обследования вместо общего анализа крови целесообразнее проводить развернутый клинический анализ крови. Во-первых, он более информативен, во-вторых, позволяет оценить количественные и качественные свойства всех кровяных клеток. И проводить его лучше раз в три года всем лицам, подлежащим диспансеризации, а не раз в шестилетку. «Дело в том, что определение такого показателя, как гемоглобин в крови, имеет огромное клиническое значение для диагностики многих заболеваний, например, анемии, различных гемоглобинопатий, поэтому убирать его из обследования совсем нецелесообразно», - уверяет Анна Эделева. Что касается биохимического анализа крови, он, по ее мнению, имеет значение при дополнительной диспансеризации определенных групп взрослого населения. Особенно в части проверки на холестерин и глюкозу, как факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний.
«Цель и смысл профилактического вмешательства состоит в предотвращении заболеваний. Соответственно изучение того, что пока не удается точно оценить, вылечить или предотвратить, - предмет деятельности научных исследований, которые должны финансироваться отдельно, и не надо их смешивать с диспансеризацией. К тому же нередко на реализацию мероприятий по диспансеризации на местах не находится средств», - говорит сотрудник кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ Высшая школа экономики Сергей Боярский.
Напомним, что взамен исключаемых тестов в первый этап диспансеризации планируется добавить маммографию в двух проекциях и исследование кала на скрытую кровь иммунохимическим методом (поиск колоректального рака). Кроме того, электрокардиография (ЭКГ), которая раньше была обязательной для россиян в возрасте от 21 до 39 лет, теперь будет проводиться для мужчин старше 35 лет и для женщин старше 45 лет. Это исследование необходимо для выявления рисков сердечно-сосудистых заболеваний. В Минздраве уверены, что эти тесты в соответствующих возрастных группах обладают доказанной эффективностью. Но главное - они повысят выявляемость неинфекционных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых и онкологических, - лидирующих факторов среди причин смертности.
Как сообщила на днях министр здравоохранения Вероника Скворцова, благодаря онкоскринингу в 2016 году на первой-второй стадиях были выявлены уже 55% злокачественных новообразований. Это привело к снижению одногодичной летальности до 23% и повышению 5-летней выживаемости до 53%. При этом смертность начала снижаться. Правда, в абсолютных цифрах ненамного – на 0,8% (1885 человек). Но по оценкам, которые приводит генеральный директор ООО «Профилактическая медицина» Айрат Ханов, только за счет совершенствования системы онкологических скринингов показатель пятилетней выживаемости пациентов с онкологией возможно повысить на 20-25%. И тем самым сократить затраты на лечение онкозаболеваний минимум на 15%.
Недавно Минздрав подсчитал экономический эффект от диспансеризации, который могут принести инвестиции в профилактические программы. По оценкам, которые привел директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Евгений Камкин «Известиям», вложения в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний могут вернуться в 11-кратном размере. В целом программы профилактики хронических неинфекционных заболеваний возвращают с каждого вложенного рубля шесть. Всего же полные финансовые затраты на один год сохраненной жизни человека при сердечно-сосудистых заболеваниях и злокачественных новообразованиях оцениваются экспертами в 84,7 тыс. рублей в трудоспособном возрасте, а в экономически активном возрасте — в 36,1 тыс. рублей.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.