Первый вопрос, который возникает сам собой: как такое вообще возможно в России, в XXI веке, когда мы говорим уже о развитии не только высокотехнологичной медпомощи, но и персонализированной медицины? А по факту даже самые обыденные операции оборачиваются серьезными проблемами.
«Возможно. Ибо это тот самый "человеческий фактор", который крайне сложно устранить», - отмечает президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов. Причем, по словам эксперта, даже если по западному образцу мы в стандартах пропишем четкую инструкцию «о стороне», это не поможет. Где гарантия, что в голове специалиста в это время не будет мыслей о другом пациенте с поражением противоположной конечности?
С мнением страховщиков согласен и представитель врачебного сообщества. Директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев отмечает, что данный эпизод ярко высвечивает две главные проблемы российского здравоохранения: отсутствие системы управления качеством при оказании медицинской помощи (в данном случае подготовки к оперативному вмешательству) и профессиональное выгорание медработников. Зарубежные больницы проходят обязательную программу сертификации по ИСО или другим системам управления качеством медицинской помощи, которые за счет жестких регламентов, порядков и стандартов помогают избежать большинства так называемых врачебных ошибок.
У нас же только единичные государственные ЛПУ сертифицированы по ИСО. А на фоне того, что врачи работают на 1,5-2 ставки, в условиях дефицита среднего и младшего медперсонала, нарастает профессиональное выгорание, симптомом которого является снижение концентрации внимания и критического осмысления происходящего. «В такой ситуации совершение ошибок вполне предсказуемо», - уверен Сергей Ануфриев.
По его словам, комиссии по внутреннему контролю качества в ЛПУ, разбор наиболее тяжелых ситуаций на городских ЛКК, право пациента на проведение независимой экспертизы – это лишь полумеры. «Надо понимать, что в условиях, когда ВОЗ рекомендует тратить на здравоохранение не меньше 6% ВВП, а мы тратим 3,6%, такие ошибки фактически "запрограммированны"», - констатирует он.
«У меня в работе есть история в чем-то схожая с той, которая произошла в Ростове-на-Дону. В НИИ им. Р.Р. Вредена в Санкт-Петербурге в 2016 году в результате плановой операции по поводу вывиха ключицы молодой женщине дважды ранили спицами легочную артерию, пациентка оказалась в состоянии клинической смерти», - рассказывает советник специализированной юридической компании «Росмедконсалтинг», практикующий адвокат по медицинским делам Алексей Горяинов. По его словам, описываемая ситуация усугубляется еще и тем, что медицинские работники не только не признали свою вину, но и пытаются всячески скрыть допущенные дефекты, перекладывая ответственность на саму пациентку.
По данному делу уже проведено несколько независимых судебно-медицинских исследований, установивших дефекты медицинской помощи и тяжкий вред здоровью. В исследованиях участвовали доктора медицинских наук и член-корреспондент РАН. На основании полученного заключения судебных медиков из Санкт-Петербургского городского бюро СМЭ возбуждено уголовное дело. Сейчас по гражданскому делу, цена которого была недавно увеличена на 10 миллионов рублей с учетом страданий, которые испытывает истец, и беспринципной позиции, занятой медиками, идет судебно-медицинская экспертиза. Любопытно заметить, что по настоянию НИИ им. Вредена экспертиза назначена в бюро СМЭ Ленинградской области, хотя в Санкт-Петербурге есть свое бюро СМЭ. Такая заинтересованность медиков назначить экспертизу в конкретное учреждение и допуск в процесс заинтересованных лиц вызывает много вопросов. «Пострадавшая пациентка из-за неактивной позиции органов управления здравоохранением при проведении контрольных мероприятий вынуждена была обратиться за помощью с открытым письмом в администрацию Президента РФ», - резюмирует Алексей Горяинов.
Сергей Ануфриев считает, что на ситуацию надо смотреть шире. По его словам, проблема эта серьезная и системная. «Это очень удобно: во всех историях, связанных с нарушением качества медицинской помощи, сделать крайним врача. Но для большинства очевидно: наше здравоохранение становится опасным для людей и уже не выполняет своей функции по охране здоровья граждан РФ», - констатирует эксперт.
Статистики по врачебным ошибкам в России, как известно, нет. Эксперты приводят лишь данные по распределению жалоб и претензий пациентов и их родственников среди врачебных специальностей.
Источник: prava-pacienta.ru
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.