Обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление дополнительных полномочий органов исполнительной власти субъектов по контролю за соблюдением медорганизациями, участвующими в территориальных программах ОМС, предельных объемов финансового обеспечения оказания гражданам медицинской помощи, поручил Президент России Владимир Путин по итогам заседания Госсовета в октябре 2019 года. Ожидается, что новый порядок начнет действовать с 2022 года и позволит решить проблему несбалансированности территориальных программ ОМС.
Проблема досрочного освоения медорганизациями лимитов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС существует не первый год.
«Основные объемы медицинских услуг на территории распределяются с учетом потребностей государственных медучреждений, соответственно, федеральным и частным клиникам достается меньше, – констатирует вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. – Если учреждение оказало помощь сверх этих объемов, возникает вопрос, из чего она должна оплачиваться, особенно если это дорогостоящие виды лечения».
Если клинике повезет, она может получить от ТФОМС гарантию финансового покрытия дополнительных объемов медпомощи, а если нет — остается надеяться, что страховая медицинская организация (СМО) возместит эти затраты по решению суда.
Количество таких тяжб растет, нередко они доходят до Верховного суда, который принимает противоречивые решения. Но если суд все же встает на сторону истца и обязует СМО оплатить счета в полном объеме, то в бюджете ТФОМС образуются дыры.
По данным Кузнецова, доля медицинской помощи, оказанной сверх объема, составляет не менее 1% от общего годового объема финансирования территориальных программ ОМС. Но в отдельных регионах эта цифра доходит до 14%.
Оплата сверхобъемов становится серьезным бременем для фондов и, как следствие, ведет к уменьшению базовой ставки, самих тарифов. С учетом погружения в ОМС все больших видов дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в последнее время эта проблема обострилась.
Главный внештатный онколог Минздрава, генеральный директор НМИЦ радиологии академик РАН Андрей Каприн назвал задолженность регионов перед учреждением в числе наиболее острых проблем центра. «Она составляет 580 млн рублей, из них 138 млн — по так называемым сверхобъемам, — рассказал он во время февральского заседания Совета по региональному здравоохранению в Совете Федерации. — То есть это те граждане, которые обратились к нам без направления регионального Минздрава, и теперь субъекты не хотят оплачивать эти случаи».
Каприн подчеркнул, что НМИЦ в 2020 году выделил меньше объемов на оказание медицинской помощи, в том числе ВМП. «Нам будет очень сложно в таких условиях вытягивать зарплату персонала», — признался он.
В Минздраве в курсе этой ситуации. По словам зам. министра Натальи Хоровой, ведомство вместе с ФОМС работает над возможностью повышения эффективности финансирования, в том числе с учетом нюансов федеральных учреждений, и совершенствования межтерриториальных расчетов. Рассматриваются несколько вариантов.
Один из них, как выяснилось, – это «неприкосновенный запас» в бюджете ФОМС на случай оказания помощи сверх выделенных объемов.
Минздрав обосновывает необходимость создания обособленного сегмента в бюджете фонда на финансирование медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, рисками снижения доступа к ним в отдельных регионах, возникающими из-за стремления комиссий по разработке территориальных программ сэкономить имеющиеся финансовые ресурсы.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.