Кадровую брешь заполнят абы какие целевики

04.07.2017
00:00
Количество бюджетных мест в ординатурах вузов, подчиненных Минздраву России, за последние два года выросло, при этом больше половины из них теперь «закреплены» за целевиками: 63% против 46% годом ранее. Сильнее всего этот «сдвиг» заметен в Приволжском, Южном и Дальневосточном федеральных округах, где доля «целевиков» превысила 65%.

«Заплатки» без зарплатки

К таким выводам пришли авторы портала Medach.pro, проанализировав приказы Минздрава России об установлении квоты целевого приема для получения высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 2016 и 2017 годов.

Источник: Medach.pro на основе данных приказа Минздрава России от 27 мая 2016 г. №322 «Об установлении квоты целевого приема для получения высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам ординатуры в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения РФ, на 2016 год»

Источник: Medach.pro на основе данных приказа Минздрава России от 26.05.2017 г. №261 «Об установлении квоты целевого приема для получения высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам ординатуры в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения РФ, на 2017 год»

«После выпуска новоиспеченный специалист будет закрывать собой «кадровую дыру» в течение нескольких лет под угрозой штрафа, - резюмирует автор. - Печально, что вместо того, чтобы увеличивать заработную плату и улучшать условия труда, кадровый дефицит закрывается «добровольно-принудительно».

Источник: Medach.pro на основе данных приказов Минздрава России от 27 мая 2016 г. №322 и от 26.05.2017 г. №261

Впрочем, никакого секрета из этого Минздрав и не делал. Еще три года назад на совещании, посвященном целевой подготовке специалистов в рамках региональных кадровых программ, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении ведомства Татьяна Семенова говорила, что набор в ординатуру будет проводиться в строгом соответствии с запросами территорий, в жесткой привязке к конкретным рабочим местам. Она подчеркнула, что раньше выбор специальности студентом являлся ключевым фактором в формировании заявки от образовательных учреждений на конкретные специальности и количество бюджетных мест. В итоге региональному здравоохранению нужны были одни специалисты, а вузы, идя на поводу у студентов, принимали их в ординатуру по другим специальностям. С 2014 года Минздрав стал собирать информацию от субъектов РФ и просчитывать контрольные цифры по конкретным специальностям, выступая единым заказчиком.

Конкретизируй это

Однако по информации ректора Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ) Ильи Волчегорского, из 50 субъектов РФ, где есть медицинские вузы или медицинские факультеты, подведомственные Минобрнауки РФ, практика единого заказчика целевого приема реализуется лишь в 39. «Мы к ним пока не относимся, - признает ректор. - У нас эта практика до сих пор децентрализована. Министерство здравоохранения Челябинской области систематически прилагает усилия, чтобы упорядочить ситуацию, но сделать это сложно».

Практика единого заказчика целевого приема должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ, а в региональный бюджет должны быть заложены средства на выплаты социального характера. Требуют проработки и сами тексты договоров. Нередко в них закреплено обязательство заключить договор «в случае наличия вакансий», очень расплывчато прописаны меры социальной поддержки: «бесплатное питание на территории учреждения здравоохранения». Из-за отсутствия конкретики обеим сторонам становится намного проще уходить от исполнения таких обязательств, находить лазейки. Например, как монетизировать строчку о том же бесплатном питании в случае отказа молодого специалиста отработать в ЛПУ положенный срок?

Есть у целевого набора и другой изъян: низкий уровень знаний участников программы. Например, в прошлом году для поступления по целевому направлению в Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет достаточно было 186 баллов, тогда как на общих основаниях брали абитуриентов с показателем не ниже 247.

«Мы не имеем никаких полномочий по контролю заключения договора о целевом обучении, - поясняет Илья Волчегорский. - В итоге мы получаем непонятно каких абитуриентов».

В каждом регионе с этим борются по-своему. Так, в Новосибирской области после каждой сессии целевики отчитываются о своей успеваемости перед главным врачом больницы, которая станет его местом работы, и министром здравоохранения региона.

Впрочем, в этом году один из районов Новосибирской области остался без трех врачей, которых очень ждал. Все потому, что ни один из них не смог доучиться до шестого курса. В связи с этим глава регионального Минздрава Олег Иванинский призвал сельские территории тщательнее отбирать кандидатов на обучение за счет бюджета.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.